«Я был символом искусства и культуры своего века», — говорит о себе Оскар Уайльд, и с ним сложно не согласиться. Высшее общество с радостью приняло его в свои ряды, его приглашали во все известнейшие салоны. Не заметить тогда еще молодого автора было невозможно: Уайльд всерьез вознамерился стать законодателем не только в литературе, но и в моде. Его смелые наряды обсуждались в свете еще долго после того, как Уайльд покидал вечер, а неизменная зеленая гвоздика в петлице стала своего рода символом. Неслучайно скандальный роман Роберта Хиченса, гротескно и сатирически изображавший Уайльда противником моральных ценностей и подрывателем устоев общества, так и назывался — «Зеленая гвоздика».
В салонах с нетерпением ожидали появления Уайльда еще и потому, что он обладал прекрасным риторическим даром и развлекал собравшееся общество своими афоризмами, которые не потеряли остроты и по сей день. Артур Конан Дойль познакомился с Уайльдом на одном из подобных вечеров, будучи еще никому не известным автором одного исторического романа. В автобиографии «Воспоминания и приключения» Дойль вспоминает, как Уайльд поразил его своими манерами и обхождением.
После выхода в свет «Портрета Дориана Грея» в 1890 году Уайльд приобрел небывалую популярность. Тем не менее, роман большинством был понят неправильно. Уайльда обвиняли во всех возможных грехах, особенно в безнравственности. Критики были возмущены, но еще больше был возмущен сам Уайльд. В письме к Дойлю он удивляется, как вообще можно было посчитать роман безнравственным, ведь мораль в нем предельно проста: никто не может безнаказанно убить свою совесть. Наконец, устав от нападок журналистов, писатель добавляет к роману предисловие, в котором выражает квинтэссенцию своего художественного метода:
Для Уайльда искусство всегда было превыше жизни с ее низменными реалиями. В его произведениях не найти ничего обыденного, потому что именно от этого Уайльд и стремился убежать как можно дальше, прибегая к искусству как к одному из вариантов эскапизма. Яркие краски, пространные, подробные описания вещей, хлесткие и ироничные, практически афористичные слова персонажей — вот вся суть Оскара Уайльда.
В пьесах он решается пойти даже дальше и доказать раз и навсегда, что искусство должно находиться вне сферы морали. В «Как важно быть серьезным» писатель просто выходит из категорий морали, не оставляя ни себе, ни читателям возможности оценивать поступки героев. Критерии, работающие в жизни, не работают в литературе, что блестяще доказывается писателем.
Жизнь Уайльда оказывается разрушена после того, как он попадает в тюрьму по обвинению в гомосексуализме. От вчерашнего любимца публики отворачиваются практически все, за исключением нескольких близких друзей, и по решению суда писателю запрещают видеться со своими горячо любимыми сыновьями.
Из переписки Уайльда с его возлюбленным Альфредом Дугласом ясно, что Уайльд мог бы избежать тюрьмы, у него была возможность скрыться от властей и заключения, но он принял правильное и единственное верное для себя решение. «Я решил остаться: так будет благороднее и красивее. Мне не хотелось, чтобы меня называли трусом или дезертиром. Жить под чужим именем, изменять свою внешность, таиться — это все не для меня».
Тюрьма неизбежно давит на Уайльда, и все низменные черты жизни, от которых он так старался убежать, предстает перед его глазами ярче, чем когда-либо. «Баллада Рэдингской тюрьмы», написанная в это время, не похожа ни на одно прежнее произведение Уайльда. Он теряет себя.
После заключения оставаться в Англии Уайльд уже не в силах, и он переезжает во Францию, где и умирает на сломе веков — в 1900 году.