«Одно внутри другого»: отражение новой реальности в искусстве

23 декабря 2015, 11:16

По свежим впечатлениям от выставки «Одно внутри другого. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета» журнал «365» размышляет о новой медиареальности и роли художников в этом мире.

В наш век стремительной технической эволюции становится невозможно игнорировать очевидные изменения в жизни общества, произошедшие буквально за последние два десятилетия. Несмотря на то, что программы цифрового детокса становятся все более популярными, темпы развития социальных сетей не снижаются, а люди, сознательно отказывающиеся от использования Интернета, превращаются в маргинальное меньшинство. Безусловно, дискуссия о дальнейшем проникновении виртуальной реальности в повседневную жизнь не могла оставить в стороне художников, рефлексирующих над данной темой, и ярко отразилась на выставке «Одно внутри другого» в Московском музее современного искусства по адресу Петровка, 25 (кураторы: Андрей Егоров и Анна Арутюнян).

С распространением технологий искусство перестает быть привилегией, отнимающей множество ресурсов. С автоматизацией многих процессов, как производственных, так и бытовых,  человек переходит от рутинного повторения определенных ритуалов к творческому процессу, затрагивающему все сферы общественной жизни. При этом границы между художником и зрителем, повседневностью и искусством постоянно размываются. Вопрос соотношения реальности и художественного мира поднимает Мария Агуреева в своей работе «Книга отзывов и предложений». Этот проект – переосмысление одноименного перфоманса, в котором арт-объектом становится тело самой художницы. Каждый гость может  оставить свое мнение об увиденном, а все отзывы позже собираются в книгу, которая представлена на выставке.

«Книга отзывов и предложений», Мария Агуреева

«Книга отзывов и предложений», Мария Агуреева

Ключевой темой в данном проекте также является взаимоотношение личности и общества. Во многих футурологических прогнозах развитие кибернетики и компьютерных технологий предрекает все большее отчуждение человека от собственного тела, в конечном итоге, приводящее к бессмертию разума через создание единой сети, включающей в себя сознания всех людей. Такой антиутопичный вариант пока неосуществим в ближайшем будущем, но благодаря развитию медиа события на другом конце Земли для нас так же близки, как происшествия в нашем городе. Информационные войны, культивируемая в СМИ агрессия непосредственно влияют на настроение в обществе тем или иным образом, затрагивая каждого. Чувство тревоги, неуверенности в будущем, проникающее в привычный ритм жизни, показывает Евгений Гранильщиков в фильме «Похороны Курбе». 11-минутное видео состоит из отрывков, снятых художником на камеру мобильного телефона в течение трех месяцев в 2014 году. Тематически связан с фильмом другой проект Гранильщикова, «Война (Без названия)».

Сам художник так комментирует произведение: «В течение долгого времени я извлекал из газет и журналов определенные понятия, изображения и словосочетания, стараясь перекодировать эту пропагандистскую риторику. Когда читаешь много прессы, то в определенный момент становится совершенно неважно, где именно сейчас идет война, потому что на самом деле сегодня она глобальна. Последние трагические события показали, что все изменилось, и мир уже не будет прежним, и эта глобальная ситуация больше не касается какой-то конкретной страны. Вы могли заметить, как за последний год были переориентированы почти все медиа для вовлечения людей во весь этот милитаристский пафос. Инсталляция «Война (Без названия)» рассказывает как раз про циркуляцию образов войны внутри медиа, про создание атмосферы, в которой абсолютно невозможно эту тему игнорировать».

"Война (Без названия)", Евгений Гранильщиков

«Война (Без названия)», Евгений Гранильщиков

Идея повторяющихся образов, топосов, кочующих в мировой культуре, – одна из центральных в археологии медиа, относительно новой гуманитарной дисциплине. Старые и новые методы передачи информации рассматриваются в связи, обусловленной гегелевской идеей спиралевидного развития, когда все новое – это повторение старого, но на несколько ином уровне. В разных вариациях эта мысль отражена в работах Кирилла Гаршина, Евгении Мачневой и Дмитрия Морозова (::vtol::.).

«Праздные дни» Гаршина – снимки, которые есть, наверное, в каждой семье с постсоветского пространства, но запечатленные на холсте. Фотографии редких моментов семейных праздников, ярко выделяющихся на фоне общей мрачности жизни, становятся определенной формой эскапизма, что и роднит их с искусством во времена до распространения фотографии.

Кирилл Гаршин о своей работе: «В 2014 году я решил сделать проект, основанный на моем семейном фотоальбоме. Тут сработал тот самый эффект ностальгии, когда ты смотришь на старые фотографии какого-то определенного периода в жизни и понимаешь, что это не только отдельно твоя личная история, но также всего поколения. И еще меня привлекла красота полароидного кадра, его композиционная и цветовая цельность, дух времени, переданный в маленькой карточке. Мне показалось, будет интересным перенести чисто фотографические элементы такого отпечатка памяти на язык живописи. Практически все мои работы связаны с моим личным опытом. Мне интересно размышлять над теми моментами, которые были мной пережиты. Мне кажется, человек был всегда склонен к привязанности к традиции. Некоторые вещи смотрятся через призму времени как романтизация образов. Присутствует легкая грусть по безвозвратно ушедшему прошлому, и отсюда появляется тяга к воспроизведению тех условных кодов, знаков 80-90 годов».

«Праздные дни», Кирилл Гаршин

«Праздные дни», Кирилл Гаршин

Вдохновением для «Деталей» Евгении Мачневой послужило оборудование с заброшенного завода «Красная заря» в Санкт-Петербурге. Стандартизированные детали машин в качестве частей современного пейзажа преобразуются в шпалеры – сотканные вручную коврики, традиционно украшенные растительным орнаментом.

«Я была очень впечатлена станками и большими производственными машинами завода «Красная заря». Я восприняла их как уже готовые скульптуры, но сотрудники, с которыми я общалась, пока делала фотографии и зарисовки, посмеивались, что я говорю, что это красивые вещи. Меня всегда волнуют образы, которые уходят в прошлое. Этот завод стремительно развалился в 90-е годы, и мою работу можно считать еще и документацией тех жалких остатков артефактов, которые еще пока функционируют. Я обращаюсь к шпалерной технике плетения, потому что она привлекает меня своей архаичностью и бессмысленностью по отношению к моим трудозатратам в современном мире, но самое интересное, до сих пор ни одна машина не может её имитировать, эта техника исключительно ручная. Для меня важно, чтобы оставалась связь с прошлым человечества, когда люди работали именно руками. Безусловно, у нас сейчас нет необходимости самим себе лепить из глины кружки, чтобы попить чай, хотя я люблю именно такие, но в искусстве ручной труд должен сохраниться и уважаться», — прокомментировала Евгения Мачнева.

«Детали», Евгения Мачнева

«Детали», Евгения Мачнева

Дмитрий Морозов, известный под псевдонимом ::vtol::., представил на выставке свою работу под названием «МОД/ТОТ/ЕМ». На стыке робототехники и мифологии художник создал образ принимающего подношения современного тотема, предыстория которого связана со статуями индуистских богов. Несмотря на такую прямую историческую связь, параллели можно провести и с современной техникой – новыми идолами человечества. Люди уповают на развитие технологий, которое укажет единственно верный спасительный путь, как раньше надеялись на богов.

 «МОД/ТОТ/ЕМ», Дмитрий Морозов (::vtol::.)

«МОД/ТОТ/ЕМ», Дмитрий Морозов (::vtol::.)

Отчасти постоянно циркулирующие образы возникают и в работе Яна Тамковича «Тотальная экспозиция». Проект-посвящение московскому концептуализму вдохновлен фотографиями «Земляных работ» Андрея Монастырского, запечатленных Тамковичем на городских стройплощадках. Обнажающие внутренние структуры окружающего мира бетонные котлованы, фундаменты и сооружения в авторской интерпретации обретают новые измерения и несут в себе ключ к тому будущему объекту, который возникнет на этом месте. Идея возможности заглянуть в темное и неясное будущее является родственной археологическим методам, воссоздающим столь же неясную древность по базовым структурам, сохранившимся до наших дней.

 «Тотальная экспозиция», Ян Тамкович

«Тотальная экспозиция», Ян Тамкович

Ян Тамкович об инсталляции: «Сегодня как никогда сама «выставка» (имеется ввиду смысл и необходимость делать выставку сегодня. — Прим. Яна Тамковича) ставится под вопрос, пространство зала превращается в тотальную экспозиционную энтропию, состоящую из провалов, разломов и тупиков, становится не за что зацепиться, пол проваливается, стена превращается в ограждение, все вместе превращается в лабиринт ассоциаций, своего рода приключения в городе, которого нет».

Извечное повторение наслаивающихся образов создает особую надчеловеческую реальность. До крайней степени эта мысль доведена в работе «Все сложно» Ростана Тавасиева, регулярно появляющегося на выставках в разных уголках России с 2013 года. Экспонатами в проекте являются плюшевые игрушки, которые становятся активными участниками взаимодействия произведения искусства и зрителя. У каждого из восьми персонажей есть свои аккаунты в социальных сетях, отображающие различные характеры и мнения героев. Самосознание и экзистенциальная драма соседствуют с обсуждениями событий в художественном мире и выбором кандидатов на премию за достижения в области премий, иллюстрируя принцип «искусства ради искусства».

«Все сложно», Ростан Тавасиев

«Все сложно», Ростан Тавасиев

Дмитрий Окружнов и Мария Шарова несколько по-другому обыгрывают тему сосуществования виртуального и реального миров. В рамках проекта «Серия комбинаций» обилие и скорость изменения окружающей нас информации отображено в качестве распадающихся на пиксели цифровых фотографий.

«В наших новых работах важно именно то, что они как некое супрематическое белое поле, космос, ноосфера, это некая матрица, в которой изображения то комбинируются, то распадаются, то комбинируются уже новые. Мы хотели добиться и передать зрителю это ощущение застывшего рассыпающегося виртуального образа. Здесь, как и в предыдущих наших работах, снова присутствуют но

«Серия комбинаций», Дмитрий Окружнов и Мария Шарова

«Серия комбинаций», Дмитрий Окружнов и Мария Шарова

тки тревожности, фрагменты войны и разрушений, потому что мы с этим уже частно сталкиваемся в жизни. С другой стороны, рядом с абсолютно белым холстом мы предлагаем зрителям погрузиться в медитативный процесс. Всматриваясь, буквально минуту, он заметит, как начнет проявляться изображение».

 

Почти каждая работа несет чувство нестабильности и хаоса, неуверенности в завтрашнем дне. Ежедневно поступающие новости о войнах, терактах, насилии не могут не пугать, но человечество было таким всегда. Высокая скорость передачи информации приводит к тому, что мир становится одной «глобальной деревней», а мы получаем способность переживать всё происходящее практически от первого лица. Возрастает не только уровень злобы и недовольства, но и масштаб благотворительных акций, ставших популярными в Интернете. Возможности человека ещё никогда не были столь велики, в том числе и для творчества.

Выставка «Одно внутри другого. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета» работает с 16 декабря 2015 года по 13 марта 2016 года в ММОМА.

Адрес: ММОМА, Петровка 25

Текст: Анна Гуляева, Екатерина Фролова

Фото: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ