Театр «Сфера» — необычный московский театр. Его основатель, народная артистка России, Екатерина Ильинична Еланская, вложила много сил в развитие «другого» театра. Во-первых, необычна форма зрительного зала – она сферическая, что обуславливает и название театра.
Вторая особенность Сферы, которая притягивала и продолжает притягивать огромное количество зрителей всех возрастов, — его близость к зрителю, причем близость во всех смыслах слова. Екатерина Ильинична считала необходимым налаживание живого контакта, связи между актерами и зрителем, и поэтому отказалась от стандартного, «квадратного» построения зала, а также разделения актера и зрителя сценой. В «Сфере» нет сцены как таковой, и непонятно, то ли это актеры играют в зрительном зале, то ли зрители сидят прямо на сцене. Форма театрального пространства – круглая, и, в отличие от привычной нам «логистики» артистов, в этом случае зрители видят актера со всех сторон.
Еще одна отличительная черта всех спектаклей «Сферы» – живая музыка. В этом театре зритель никогда не услышит аудиозаписи. Все актеры поют вживую, а музыканты с инструментами располагаются здесь же, среди зрителей.
Приятным бонусом является и сад Эрмитаж, на территории которого находится театр, — любимое многими пространство, где можно выпить кофе, позаниматься йогой (летом) или послушать музыку.
Разумеется, гостей не оставляет равнодушными и творческий подход к режиссуре и видению как традиционных материалов, так и совсем современных произведений. Визитная карточка театра – трогательный спектакль о вечном «В лесах и на горах», который в октябре этого года будет исполнен уже 200 раз.
3 сентября весь театр, от артистов, до работников рекламного отдела, собрался в привычной обстановке после долгих летних каникул. Полные сил и идей, работники подводили итоги и планировали будущее. Предыдущий, 33 сезон в Сфере был неоднозначным. С одной стороны, это был первый сезон без основателя и художественного руководителя театра, н.а. России, Екатерины Ильиничны Еланской, умершей в июле прошлого года (сейчас главный режиссер театра — н.а. России, Александр Викторович Коршунов). С другой стороны, произошло много ярких и радостных событий, которые не прошли бесследно для театра.
Торжественные напутственные речи подготовили Александр Викторович Коршунов, главный режиссер «Сферы», и Лев Александрович Аннинский, известный российский и советский литературный критик.
Первым с речью выступил Лев Аннинский. Он пожелал как самому театру, так и его коллективу, стремиться к новому, не забывая при этом про достигнутое, расти и развиваться, но помнить о своих началах и возвращаться мысленно к точке отсчета. Также критик высказался о театре как явлении в современном мире, удивляясь тому, что уже трижды он (театр) должен был умереть (сначала с появлением кино, потом с появлением телевидения, затем – интернета)… Но театр все еще жив. Жив он, по мнению Льва Александровича, благодаря тому, что позволяет проигрывать события, «собраться вместе и почувствовать, что с нами происходит». В условиях все растущей агрессии, которая нас окружает, и глобальных изменений в мире, как быть театру?… На этой риторической ноте слово было предоставлено Коршунову, главному режиссеру и идейному вдохновителю театра.
Александр Викторович, в отличие от предыдущего оратора, начал свою речь с подведения итогов прошлого сезона, сказав, что прошел он «хорошо, по-настоящему серьезно и хорошо». По словам Коршунова, прошедший сезон был важным, трудным и решающим. Главное достижение прошлого сезона — то, что театру удалось сохраниться и следовать своему намеченному творческого пути (дело в том, что после смерти Еланской будущее театра оказалось под вопросом). Театр продолжает развиваться и приобретать новое, при этом оставаясь верным самому себе.
В прошедшем сезоне «Сфера» участвовала в самых разных мероприятиях и творческих встречах. Были, например, на втором «Театральном демарше» — фестивале театрального искусства под открытым небом, на арт-проекте Московского Дома книги «Переплет», на международном театральном фестивале «Мелиховская весна» и много где еще. Интересные мероприятия прошли и внутри самой «Сферы». Например, был продолжен проект «Священные забавы» (серия клубных встреч, которая проводится в театре уже не один год) и запущены две экспозиции, которые прошли в фойе театра. Это были выставка художницы Нади Рушевой под названием «Зорко одно лишь сердце» и фотовыставка знаменитого Анатолия Хрупова «Театр Еланской».
В 33 сезоне также прошли 3 премьеры новых знаковых спектаклей: «Нездешний вечер» по прозе М. Цветаевой (новая версия первого спектакля Екатерины Ильиничны Еланской), «Три толстяка» по одноименному роману Ю.Олеши и «Афродита» по рассказам А. Платонова «Фро» и «Афродита».
Ряды театра пополнились новыми талантливыми людьми. Так, к коллективу присоединилась новый режиссер Юлия Беляева, автор постановки «Афродита», хореограф Маргарита Журавская, балетмейстер и композитор Николай Бабич, режиссер Владимир Смирнов, актриса Софья Реснянская и художник Дмитрий Разумов.Новый, 34 театральный сезон театр начал ударно, а сентябрь уже весь расписан. «Сфера» вместе с москвичами отпраздновала день города: 6 сентября на Старом Арбате были организованы чтения стихов и песен Окуджавы. 10 сентября планируется выход новой книги авторства Ольги Русецкой, приуроченной к 85-летию покойной Екатерины Ильиничной Еланской, под названием «Глазами чужестранки или портрет Екатерины Ильиничны Еланской на фоне «Сферы». Торжественная презентация книги совместно с премьерой спектакля «Нездешний вечер» и открытием новой выставки в фойе, также посвященной Екатерине Ильиничне, запланирована на 13 сентября. А на начало ноября планируется традиционная Ночь в музее и возобновление серии мероприятий «Священные забавы». Это все, так скажем, для души.
А «для дела» планируется премьера нового спектакля по одноименной пьесе А.П.Чехова «Безотцовщина» под режиссурой Владимира Смирнова (предпремьерные показы уже состоялись в прошлом театральном году и были восприняты публикой очень тепло). На декабрь 2014 года запланирована премьера нового спектакля самого Коршунова по произведению Гончарова «Обыкновенная история». По словам Александра Викторовича, история эта — «вечная, современная, искренняя, нужная и театру, и зрителям». Репетировать спектакль начали этим летом. Он планирует выпустить и еще один спектакль – осенью, но название его пока не разглашает, готовит зрителям сюрприз.
Состоится и премьера еще одной постановки нового режиссера театра Юлии Беляевой. Необычный подход Юлии зрители смогут оценить, увидев инсценировку романа современного шведского писателя Ульфа Старка «Чудаки и зануды». Режиссер решила соединить творчество Старка со стихами шведского поэта Тумаса Транстрёмера. Такое необычное сочетание обещает быть интересным опытом и, считает Коршунов, «придаст объем» спектаклю. История эта – о молодежи и для молодежи, а главные темы произведения – это взаимоотношения в семье и с самими собой.Планируется также новая работа режиссера Марины Брусникиной – в декабре она начнет трудиться над новым спектаклем и выпустит его в марте. Произведение еще не выбрано, но это точно будет современный материал.
Во время своего выступления Коршунов наградил двух членов коллектива званием «почетный работник культуры города Москвы». Счастливчиками оказались Ненашева Ксения (звукорежиссер) и Татьяна Колесникова (художник по свету).
Торжественным и одновременно лиричным завершением выступления главного режиссера стала речь о пути театра и его развитии, о его прошлом и будущем. Так, Александр Викторович провел параллель между жизненными путями человека и театра и исповедимостью этих самых путей. Если человек идет своей дорогой, не сбивается с нее, то человек здоров, у него все ладится, и он будет расти и развиваться так, как ему предназначено свыше. Также и у каждого театра должен быть свой путь. Как человеку, так и театру, сложно оставаться самим собой, хранить верность своим принципам, но очень важно не сходить с намеченного пути, даже несмотря на возможные ошибки.