Новый роман 85-летнего Милана Кундеры вызвал ликование и ажиотаж на Западе, в то время, как он прошел почти не замеченным в Чехии, которую ему пришлось покинуть.
Пока весь мир был поглощен новостями о выходе сиквела «Убить пересмешника» Харпер Ли, известие о публикации на английском языке нового романа Кундеры «Праздник незначительности» прошло почти незамеченным, сообщает издательство Faber & Faber. Но во Франции, Италии и Испании «Праздник незначительности» уже завоевал все высокие позиции рейтингов бестселлеров. Французские книжные обозреватели пишут, что роман получился «изумительным, жизнерадостным, глубокомысленным и забавным» — также говорили критики и про очаровывающую магию и эротизм «Невыносимой легкости бытия», самое знаменитое произведение Кундеры, изданное в 1984 году.
Корни его произведений уходят в прошлое — в послевоенную советскую тиранию в Восточной Европе и его попытки бежать или, в противном случае, бороться с этим. Чехословакия, как и остальные участники Варшавского договора, была для Запада мрачной, раздробленной зоной идеологических конфликтов и советской угрозы, но Кундере удалось открыть Западу глаза сложную, богатую культуру своей страны.
В подростковом возрасте он был членом Коммунистической партии и после Второй мировой войны начал испытывать медленное и болезненное разочарование в идеологии своего поколения, находящегося под влиянием Сталинского режима, и массовой паранои, накрывшей жизнь его города, про которую он много лет спустя написал: «Необыкновенное чувство реальности… провокационная простота. Гениальность абсурда. Юмор с бесконечным пессимизмом».
Он был исключен из партии в 1950 после незначительного инцидента, который лег в основу его первого романа «Шутка». Умный, амбициозный и весьма популярный молодой член партии посмел написать шутливую открытку своей однокласснице со словами: «Оптимизм — это опиум для народа! Доброжелательная атмосфера провоцирует глупость! Да здравствует Троцкий!», за что и был изгнан из партии. Объединившись с другими диссидентами-интеллектуалами, он пытался донести до правительства идею о том, что системе необходимы реформы, но, в конечном счете, в 1975 эта борьба закончилась вынужденным переездом во Францию, где литературный гений Милана Кундеры расцвел.
Во Франции были опубликованы романы, принесшие ему мировую известность. «Он открыл Восточную Европу читающему Западу. Он призывал к правде и внутренней свободе, без которой правда не может быть найдена, и его понимание, что в поиске правды, мы должны быть готовы встретиться с угрозой смерти — благодаря этими темам он заслужил признание критиков», — в 1985 написала о нем журналист Ольга Карлисл, бравшая у него интервью.
Издатели Faber & Faber заявляют, что новая книга — это «ирония над все еще серьезным отношением к глянцевому образу жизни в условиях тотального безразличия к самой жизни и политике, рассказанная через повседневные истории жизни четырех друзей, происходящие в Париже сегодняшних дней».
Как и все работы Кундеры, эта книга показывает двойственное и одновременно отстраненное отношение к политическому ограничению, его веру в то, что «искушение проповедовать… может быть очень привлекательным, но для литературы — это путь к смерти. Только то литературное произведение, которое раскрывает неизвестные стороны человеческой сущности имеют право на существование. Быть писателем — не значит проповедовать правду, это значит открывать правду».
Меланхолия и чувство непостоянства пронизывают весь роман «Праздник незначительности», который отражает его мучительные отношения с родиной, которую он все редко посещает и всегда инкогнито.