Неудачная реставрация: кто виноват

20 мая 2015, 14:47

Все чаще в сети стали появляться упоминания о неудачно восстановленных памятниках культуры, но никто не знает, что за это грозит горе-реставраторам. Мы в 365mag.ru решили разобраться в этом вопросе.

Совсем недавно общественность потрясла новость о том, что по крайней мере десять бесценных мозаик, расположенных в Хатайском археологическом музее в Турции, были сильно повреждены во время реставрационных работ. Римские мозаики, некоторые из которых датируются вторым веком, представляют собой всемирно известные панно, изображающие жертвоприношение Исаака. Турецкие власти начали расследование после сообщения о том, что реставрация «исказила черты мозаик и теперь они заметно отличаются от бесценных оригиналов».

После этого случая мы задумались, как же часто случаются подобные прецеденты? И остаются ли безнаказанными реставраторы, исказившие бесценные оригиналы?

"Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи до реставрации

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи до реставрации

Как ни печально, но случаи неудачного восстановления шедевров в мире многочисленны. Можно вспомнить о некачественной реставрации картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1510 год), в которой обвинили Лувр. В музее Прадо во время реставрации картины Эль Греко «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579) было стерто имя художника внизу картины. А до 2012 года пальма первенства принадлежала бывшему премьеру Италии Сильвио Берлускони, который «пришил» Венере и Марсу недостающие части тела. Тогда эксперты-искусствоведы назвали этот акт безвкусным и эстетически неверным. Но в настоящий момент звание автора самой худшей в мире реставрации отдано 85-летней испанке Сесилии Хименес, попытавшейся самостоятельно отреставрировать фреску Ecce Homo, изображающую Христа.

13458239019979

«Пушистый Иисус» Сесилии Хименес

Работа Элиаса Гарсии Мартинеса украшала церковь города Борха (провинция Сарагоса) более ста лет. Однако с годами большая часть краски осыпалась, и тогда Сесилия попыталась дорисовать ее самостоятельно. Результат оказался настолько плачевным, что поначалу её действия охарактеризовали как вандализм. Но изображение «Пушистого Иисуса», как стали именовать образ, быстро приобрело известность. Работа прихожанки стала так популярна, что город наводнили туристы со всего света. Фреску огородили, а в церковь стали водить экскурсии.

Однако не всем реставраторам так везет, что, испортив шедевр, они приобретают почти мировую славу. За комментарием об ответственности мы обратились к члену Союза Архитекторов России Рубцову Алексею Викторовичу: «В таких случаях ответственность за проведение реставрационных работ лежит на собственнике объекта, на подрядчике, производящем эти работы и представителях осуществляющих авторский или технический надзор. Для первого — это материальное возмещение нанесённого ущерба и восстановление объекта в состояние до начала производства работ за собственный счёт. По решению суда, возможно лишение права собственности на объект. Для второго и третьих — по представлению экспертной комиссии в лицензирующий орган — лишение лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Такие случаи единичны по всей стране, но они всё же есть. Происходит это в основном из-за непрофессионально проведённых тендеров на право производства работ, среди организаций слабо подготовленных в области практической реставрации. И конечно, отсутствие или недобросовестное осуществление функций представителями авторского или технического надзоров за производством работ».

Текст: Марина Латышева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ