Непознанный Хичкок

7 апреля 2015, 17:58

В книжных магазинах Великобритании с минувшего четверга можно увидеть новую биографию Хичкока, написанную Питером Акройдом.

Автор книг «Завещание Оскара Уайльда» и «Король Артур и рыцари Круглого Стола», Питер Акройд, чьи произведения известны своей ретроспективной и культурно-исторической направленностью, на сей раз попытался приоткрыть тайну жизни и творчества Альфреда Хичкока.

Как отмечают критики, новая биография выдающегося режиссера, в отличие от предыдущих, сфокусирована на более интимном, антипубличном Хичкоке.

Из одного интервью в другое Хичкок создавал свой миф “a la insensible”, образ равнодушия: достаточно только вспомнить его знаменитый костюм, безучастно свисающую губу, черный юмор в сочетании с отрешенным взглядом. Хичкок как-то сказал, что, если бы он снимал фильм «Золушка», из сказочной кареты обязательно вывалился бы труп.

The Birds

Альфред Хичкок

Главная задача для биографа такого человека – пробраться внутрь, за кулисы и декорации. Самой спорной среди существующих биографий Хичкока можно назвать книгу Дональда Спото «Темная сторона Гения» (1983 г.), в которой режиссер изображен как человек, домогающийся главных актрис своих фильмов и проецирующий на свои произведения те жуткие желания, которые он не мог воплотить в жизни. Новый биограф Хичкока не позволил психосексуальным краскам определить портрет режиссера, но он, конечно же, не отрицал их наличия.

В этой биографии на первый план выдвигается иезуитское образование Хичкока, полученное им в колледже Св. Игнатиуса в северном Лондоне. Именно как лондонец и летописец своего города, Акройд погружает Хичкока в традицию “кокни провидца”, которая восходит к Диккенсу. Биограф полагает, что именно из иезуитского колледжа Хичкок вынес понятие контроля, точности и чувство страха. В католицизме, по мнению Акройда, Хичкок и нашел свою мелодраму — это сложный синтез добра и зла. Книга Питера Акройда, помимо своего реферирующего значения для многих предшествующих исследований, полезна и тем, что в ней совершенно по-новому обозначена роль религии в судьбе великого режиссера.

ackroyd_21

Питер Акройд

Акройд не представляет в книге никаких новых разоблачающих фактов. Однако стоит учесть уникальный подход Акройда к своим работам: так, в предыдущей биографии он подробно описал свою беседу в метро с Чарльзом Диккенсом.

Несомненно, у Акройда и Хичкока немало общего. Оба воспитывались в строгой католической семье среднего достатка, оба были застенчивы, но полны энергии. Оба преданы работе. Оба публично объявили себя холостяком. Хичкок создал основные шедевры к концу жизни — Акройд, в свои 65, кажется, набирает обороты.

Текст: Данил Ананьев

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ