DETECTIVE: не подсказывать!

1 июля 2014, 18:48

«Смотри, он проходит мимо меня,
Прежде чем я увидел его,
И изменяется,
Прежде чем я заметил это»

Уже третью неделю ММСИ на Гоголевском бульваре предоставляет москвичам и гостям столицы возможность примерить на себя роль детектива – именно так и названа сама выставка, в рамках которой представлен ряд работ, созданных в конце нулевых-начале десятых. Детектив (от англ. detective и лат. detego – разоблачать), как правило, первоочередно относят к литературе и кинематографу. Произведения этого жанра непременно включают в себя процесс исследования случившегося с целью раскрытия мотивов и состава преступления. Однако куратор проекта Валентин Дьяконов, по сложившейся традиции в искусстве, только лишь задает нам вопросы, предоставляя бескрайнее поле для размышления и поиска ответов на них.

image-4

В каком-то смысле, эта выставка есть очередное преступление искусства: против упорядоченного бытия, внутреннего спокойствия и какого бы то ни было понимания, что есть что. Камень, помещенный в стеклянный резервуар, сменяется красным залом с четырнадцатью фотографиями потенциальных подозреваемых (в чем?), а смотреть экспозицию до конца по-настоящему страшно, – утробные низкочастотные звуки вызывают скорее желание спрятаться под одеяло, нежели решать предложенную загадку. Манекен трупа в спортивном костюме, лежащий на полу посреди музейного помещения, в действительности является убийцей: если долго смотреть на него, начинает казаться, что прямо сейчас он поднимется, и чем дальше, тем сильнее ты этого, – пусть и с опаской, –ждешь.

image-2

Интерес «Детектива» от искусства, в первую очередь, состоит в том, что здесь нет четкой иерархии, подобно детективу литературному или кинематографическому: здесь все является всем одновременно, и с каждым новым залом все сложнее отделить одно от другого. Качество ли это работы организаторов или влияние большинства произведений современного искусства на наше сознание, но единственное, что ты понимаешь, это ничего. А занавеси из полиэтилена, скрывающие многие экспонаты, а также разделяющие пространство на «преступные» зоны, этот эффект только усиливают.

image

Какова цель, преследуемая организаторами выставки, мы не узнаем: «взглянуть на творческий метод молодых художников как на изготовление улик и алиби», – слишком абстрактная фраза, а не давать подсказок это, определенно, часть плана. А потому нам остаётся лишь смотреть на 5-литровые банки, наполненные водой, и думать, что стул смотрительницы музея – тоже часть экспозиции.
Одно можно сказать с уверенностью: если спустя несколько сотен лет наши потомки найдут эти улики, мы с вами точно не будем оправданы.

Выставка проходит по адресу Гоголевский бульвар до 10 августа.

Текст: Виктория Мироненко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ