Наталья Александер: «Задержаться в мире искусства — слишком дорого»

25 сентября 2017, 15:50

17 сентября в Московском музее современного искусства завершилась выставка художницы Натальи Александер «7 шагов назад». Основная идея выставки – выбор пути в непростые периоды жизни каждого человека. «365» поговорил с Натальей о переломных моментах, новых технологиях, искусстве и переменах.

По профессии Наталья Александер не только художник, но и психолог. Также она является автором информационного интернет-проекта о современном искусстве ART УЗЕЛ. Выставка «7 шагов назад» представляет собой книгу-исследование художницы, являясь в буквальном смысле живой иллюстрацией. Каждая глава, одна ситуация, разные люди, которые позволяют рассмотреть важные для героини вопросы с нескольких сторон.

Основа выставки – Ваша книга. Почему Вы решили ее написать?

Все началось с переломного момента в моей жизни. Мне было необходимо куда-нибудь излить свое состояние. На близких не хотелось, держать все в себе – достаточно тяжело, а бумага терпит. И как-то незаметно, ежедневно возвращаясь к тексту, мои наблюдения и собственные переживания превратились в повесть, которую я решила сделать основой выставки в ММОМА.

Экспозиционно, мы с куратором Алей Хестанти, решили не писать громоздких концепций, которые, как мне кажется, уже мало кто читает, а сделать выдержки из глав повести, являющиеся неотъемлемой частью экспозиции, и образ к этим главам – художественные формы. Получилась немного по-иному представить произведение.

Фото: Марина Рагозина

Как Вам кажется, для чего человеку в жизни даются переломные моменты? Делают ли они нас сильнее?

Все зависит от человека и того, готов ли он встретиться лицом к лицу с жизненными трудностями. Всегда нужно помнить, что нам дают ровно столько, сколько мы сможем выдержать. Градация сложности зависит от того, насколько выше ты хочешь подняться, какую ступень ты хочешь преодолеть. И да, это делает тебя сильнее. Переломные моменты возникают только тогда, когда ты захотел что-то поменять в своей жизни, и, возможно, ты пока еще не произнес этого вслух. А когда это случилось, нужно задавать правильный вопрос – не «За что мне это?», а «Зачем?».

Нужно ли начинать новый этап в жизни с избавления от всего старого, или багаж и опыт все-таки следует хранить в своей душе?

Нужно уметь фильтровать. Одно дело – жизненный опыт и знания, их уместное применение – это является мудростью, а другое дело – сор, от которого нужно вовремя избавиться. Иногда то, что нам кажется очень сложным, на самом деле – очень простое, нужно только снять шелуху и очистить от ненужного. Все основные, центральные понятия, не меняются испокон веков. Просто мы, боясь признаться себе и не желая решать, одеваем их в новые и новые «гаджеты», объясняя себе, насколько все сложно.

Как по-вашему, легко ли в России заниматься искусством?

Стоит сказать, что свою творческую деятельность я начала достаточно поздно: мне было 27 лет. И по этой причине попала в «мертвую зону» российского современного искусства. На данный момент, официально, я не отношусь к молодым художникам, существуют четкие возрастные ограничения, и до «мэтров» не доросла. А художественная деятельность в один-два года не вкладывается – это, как минимум, 10 лет, как и любая другая профессионализация.

«Нужность» определяется результатом, в искусстве — это различные номинации, премии, участие в выставках, аукционах, посещение мероприятий. Ты должен постоянно находиться в потоке. Очень сложно задержаться в мире искусства – слишком дорого по всем параметрам – морально, физически и материально. Это достаточно суровый мир, и если ты смог выдержать такой срок, то есть вероятность, что на тебя обратят внимание, а, может, и не обратят, или обратят, а потом забудут… В этом случае можно работать в стол или разочароваться и уйти. Лично меня, на каком-то этапе, поддержал мой сайт «Арт Узел».

В современном обществе зрители охотно идут на диалог с художником или сейчас трудно кого-то расшевелить, объяснить свои эмоции?

Зрителя в актуальном искусстве очень мало, он вымирающий вид. Причин для этого несколько. Одна из них – отсутствие государственной и частной поддержки для роста и развития искусства. Поэтому так велик поток выставок, в которых очень мало искренности, что заметно невооруженным глазом, даже не подготовленному человеку. Обмануть зрителя сложно, вот он и исчезает, и скоро объяснять свои эмоции будет некому.

Художнику необходим зритель, критические статьи – это дает возможность роста и это то, чего очень не хватает сейчас.

В каком жанре Вам комфортнее всего работать?

Мне близки инсталляция, фото, видео. В основном работаю в этих направлениях.

Как Вы относитесь к современным технологиям? Они помогают в работе или, скорее, мешают?

Очень люблю все новое и современное. Интересно наблюдать за тем, как трансформируется наше пространство, сколько нового разработано для пользы человечества. Интересно, когда современные технологии взаимодействуют на стыке с искусством.

Я такой человек, который любит экспериментировать и соединять несоединимое. Иногда, методом проб и ошибок, появляются новые формы, но, к сожалению, много и брака.

Какая эпоха в искусстве Вам ближе? Почему?

Мне нравятся переломные стили и направления в искусстве, такие как кубизм в лице Жоржа Брака, реди-Мейд, абстрактный экспрессионизм, дадаизм, концептуальное искусство.

Один из моих любимых художников – Дмитрий Пригов, один из моих любимых поэтов – Иосиф Бродский.

Если представить, что завтра неожиданно запретят заниматься искусством и фотографией, чем бы Вы стали заниматься?

У меня такое количество профессий, навыков и интересов, что всегда найдется чем заняться. И сейчас, параллельно, меня хватает на многое. Не могу стоять на месте и заниматься чем-то одним.

Текст: Анжела Инаишвили

Фото: Наталья Александер

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ