Эксперты установили, что у картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» ошибочные, с точки зрения геологии, цветы.
Со времен эпохи Возрождения ученых одолевают сомнения, в какой мере Леонардо да Винчи приложил руку к двум, практически не отличающимся по композиции, полотнам «Мадонна в скалах». Одна находится в Лувре, вторая в Национальной галерее в Лондоне.
Леонардо всегда внушал своим ученикам уважение к точному описанию деталей. Он писал: «Как художникам, вам следует знать, что вы не будете хороши, если не достаточно точно копируете каждый предмет природы». Действительно, картины да Винчи так же правильны с научной точки зрения, как и красивы.
До 2010 года в Национальной галерее были уверены, что их картина в основном работа помощников мастера, но после её реставрации, появилось мнение, что да Винчи написал всё сам. А теперь анализ растительности пейзажа возрождает дискуссию.

«Ботаника на картине в Лувре идеальна, она показывает растения, которые должны были бы цвести в темном, сыром гроте», — комментирует геолог и искусствовед Энн Пиццоруссо. – Но растения в лондонской картине неверны. Некоторые не существуют в реальности, а другие изображены с ошибочными деталями. Также нереалистичны и скалы. Художнику, кто бы он ни был, не хватает техники и понимания геологии».
Национальная галерея отказалась комментировать новое суждение и указала на неопубликованные исследования, которые признают сомнения, что Леонардо да Винчи единолично ответственен за лондонскую Мадонну.
Текст: Юлия Майорова