МоМа в Нью-Йорке открыл большую часть своих архивов для онлайн-просмотра.
Музей современного искусства в Нью-Йорке, который наиболее полно осветил модернизм, кажется монолитом, не претерпевшим существенных изменений с момента открытия в 1929 году: здесь по-прежнему расположен ряд белоснежных залов, ледовый дворец в стиле формализма. МоМа – Кремль современного искусства, как однажды его назвала художница Марта Рослер.
Насыщенную историю музея всегда поведают сотни тысяч документов и фотографий в архивах, а также огромное количество исторических деталей, доступных ученым. Начиная с четверга, после многих лет планирования и перевода в цифровую форму, большая часть архива музея будет доступна на сайте МоМа (moma.org) с возможностью поиска, благодаря которому посетители смогут путешествовать в истории и увидеть, как выглядел Музей во время своей первой крупной выставки «Сезанн, Гоген, Сера, Ван Гог» в конце 1929 года, во время зарождения экспозиции Кинастона МакШайна «Информация» в 1970 году, ставшей одной из ранних демонстраций концептуального искусства, и во время эпохи гламурного шика.

Одри Хэпберн с Альфредом Барром Младшим, первым директором Музея, любуется работой Пикассо в 1957 году
Одри Хэпберн с Альфредом Барром Младшим, первым директором Музея, любуется работой Пикассо в 1957 году).
Мишель Эллиготт, заведующая архивами Музея, взяла на себя разработку онлайн-проекта вместе с Фионой Ромео, директором по цифровому контенту и стратегии. Она рассказала, что перевод документов из физической реальности в виртуальную привели к некоторым мировым историческим открытиям. Действительно, как сотрудники музея много лет предполагали, но не решались озвучить это со всей уверенностью, работы Пикассо были включены в большинство выставок (более чем 320 – Прим. «365»).
Сотрудники архивов также обнаружили первую персональную выставку, посвященную женщинам-художникам, которая состоялась раньше, чем полагали. Она была открыта в галерее в 1939 году и была направлена на образование. Выставка носила название «Творческий рост, от детства к зрелости» и показывала работы, написанные художницей Далоу Зорах Ипкар в возрасте от 3-22 лет. Работы художницы были выбраны потому, что Ипкар была «ни гением, ни чудом», но «нормальным здоровым ребенком», чьи художественные способности могут продемонстрировать, что каждый может творить «с определенным стимулом и вдохновением» (Зорах Ипкар сейчас 98 лет и она продолжает свою скромную, но очень активную карьеру. – Прим. «365»).
Цифровой арт-проект будет включать в себя почти 33,000 фотографий инсталляций, многие из которых никогда не были доступны в Интернете, на ряду с 800 не изданными каталогами и более чем 1000 документами, относящимися к более чем 3,500 выставкам, начиная с 1929 до 1989 года. Проект при поддержке фонда Леона Леви продолжит пополнять базу документами с выставок последних лет, а также планируется добавить архивы фильмов и выступлений в музее.

Выставка «Сезанн, Гоген, Сера, Ван Гог», 1929
«Для меня это словно осуществление мечты, потому что я работала с этим материалом на протяжении 20 лет и понимаю ту глубину, которая будет представлена», — говорит Мисс Эллиготт,
Одним из сюрпризов для простых посетителей музея, несомненно, станет большое разнообразие форм, которые приводились в галереях и на временных экспозициях со времени открытия музея на 5-ой Авеню в арендованной помещении, которое стало больше и переехало на 53 Стрит, в очень светлое и современное пространство, созданное архитекторами Эдвардом Дюреллом Стоуном и Филиппом Джонсоном.
Для выставки «Искусство Машин» в 1934 году, новаторская индустриального дизайна и потребительских товаров, Музей был оформлен, словно по фильму Фрица Лана. А в 1945, например, постоянная коллекция начиналась с вида традиционной галереи, названной «Искусство обычного человека» — с одной стороны, забавные американские народные произведения, некоторые без авторства, с другой стороны, она была названа «Современный примитив», где были представлена сцены из жизни цирка художника Камиля Бомбуа, самоучки и одновременно циркового силача.
По словам Эллиготт, «весь сайт был задуман музеем, как живой архив. Это только начало рассказа его истории во всех подробностях».
Текст: Катерина Гордеева