Море внутри: выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее

2 августа 2016, 09:23

29 июля открылась выставка самого известного художника-мариниста Ивана Айвазовского. «365» побывал на открытии выставки, где насладился реалистичными морскими пейзажами, и теперь готов рассказать читателям о том, почему стоит пуститься «в плавание» в Третьяковскую галерею.

Художник, прославившийся на весь мир своими знаменитыми морскими пейзажами, впервые представлен на монографической выставке в залах Третьяковской галереи. Наследие Айвазовского составляет около 6000 картин, из которых только сейчас 120 представлены в Третьяковке. Выставка является плодом тесного сотрудничества с 17-ю музеями, из которых 16 российских музеев и 1 зарубежный — Национальная галерея Армении, а также 6 частных собраний. Так организаторы смогли наиболее полно показать все этапы развития творчества Айвазовского.

Зельфира Трегулова на открытии выставки 28 июля

Зельфира Трегулова на открытии выставки 28 июля. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи. Автор: Евгений Алексеев

Интересно, что в выставочном пространстве полотна были размещены не в хронологическом порядке, а по определенным разделам. Куратор выставки Галина Сергеевна Чурак даже рекомендует посетителям смотреть работы известного художника «галсами», то есть передвигаясь как морские корабли зигзагами, улавливая попутный ветер то с левой, то с правой стороны. Ряды картин устроены так, что начинаются и идут чередой друг за другом. Таким образом, перемещаясь по просторам ювелирно организованного выставочного зала, каждый всплеск волны или, наоборот, бесшумный штиль вдохновляет и завораживает зрителя.

Выставка Ивана Айвазовского

Выставка Ивана Айвазовского

Удивительно, что все картины, даже внушительных размеров, развешаны на тонких подвижных конструкциях. Масштаб таких полотен, как «Волна», «Синопский бой», «Черное море», действительно впечатляют. Как же тонкие стены выдерживают вес больших картин? Оказывается, все пространство зала пронизано поддерживающими тросами, которые зрители сразу не замечают. Невольно складывается впечатление, что зал – это корабль с канатами и мачтами. Видеоинсталляция современных художников «Синий суп» на входе в зал как раз настраивает на морской лад шумом и видом Черного моря. Таким образом, посетители выставки оказываются в эпицентре переменчивой и непредсказуемой морской стихии. Объемные картины знаменитого мастера также усиливают подобное восприятие. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, «картины Айвазовского создают ощущение 3D кинотеатра. С современными спецэффектами кораблекрушений». Целый комплекс приемов помогает художнику добиться такого эффекта. Особенно выразительно это видно в масштабной картине «Волна». «Здесь есть узкая рама, композиция. Линия горизонта отсутствует, неба почти нет, есть только волна, борющаяся друг с другом», — рассказывает Галина Сергеевна Чурак. Погружение зрителя происходит легко и быстро. Море – всевластная стихия, сильнее чем что-либо человеческое, захватывает и увлекает в свою пучину.

Иван Айвазовский "Черное море"

Иван Айвазовский «Черное море», 1881

Великий труженик, великий создатель, Иван Айвазовский единственный художник в своем роде. Считается, что картину «Волна» мастер написал за 10 дней. В основе композиции лежит большая энергия, невероятное умение владеть кистью, абсолютное цветовое видение. По словам некоторых исследователей, такая скорость была возможна благодаря использованию только четырех основных цветов в написании моря. Айвазовский также очень внимателен к деталям. Работы мастера можно легко отличить от нечистых на руку копиистов наличием точно выписанных кораблей. У Айвазовского все мачты, штурвалы, веревки всегда на месте.

И. Айвазовский "Волна"

И. Айвазовский «Волна», 1889

Исследователями отмечено, что картин, посвященных морским бурям у Айвазовского больше, чем изображений полного штиля. Однако каждая работа у художника превращается в историческую, затрагивая важные для человека проблемы. На выставке перед зрителем предстает Айвазовский не только как коммерчески успешный живописец, известный роскошными и дорогими картинами, а как великий художник–феномен, художник-философ. В конце жизни Айвазовский уделял очень большое внимание философским темам – бесконечности пространства, бесконечности стихии. Картина «Черное море» — это грандиозность мироздания, когда нет края, нет конца, нет земли, нет берегов, есть только вода и небо. «Эта картина — абсолютное отражение бесконечности», — говорит Зельфира Трегулова. По словам Ивана Крамского (русский живописец XIX века, художественный критик. – Прим. «365») у «Черного моря» Айвазовского «нет ничего кроме неба и моря – никто из художников не изобразил так бесконечность, как это сделал Айвазовский». Картина в ее бесконечности становится метафорой человеческой жизни.

Выставка Ивана Айвазовского. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи. Автор: Евгений Алексеев

Выставка Ивана Айвазовского. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи. Автор: Евгений Алексеев

Удивительно, что творчество Айвазовского и в наше время можно считать современным. Так, художник Аниш Капур тоже выделяет картину «Черное море», отмечая, что русский маринист делает то же, что и сам Капур, — воздействует на зрителя, погружает его в особое измерение, сотканное из пространства и времени.

На выставке Третьяковская галерея предъявляет на суд публики и свои открытия. Впервые после длительной реставрации выставляется масштабное полотно «У берегов Кавказа». Для участия в экспозиции была также привезена и картина «Синопский бой» из собрания Центрального Военно-Морского музея. Эта работа является ключевой для экспозиции музея-партнера. Поэтому взамен была отреставрирована картина Алексея Петровича Боголюбова из Третьяковской галереи на тот же сюжет, но написанная с берега. Она временно займет позицию картины Айвазовского. Дополнительно к выставке были отреставрированы 14 рисунков художника.

И. Айвазовский "Бурное море", 1868

И. Айвазовский «Бурное море», 1868

Таким образом, выставка, посвященная преимущественно морским сюжетам в периоды бури и ненастья, показывает насколько бессилен человек перед природными масштабами. Насколько он мал и беззащитен. Однако, какие бы бури Айвазовский не изображал, его картины наполнены внутренней гармонией. И по словам главного куратора выставки, именно этой своей особенностью, наполнять внутренней гармонией, дарить луч надежды в виде пролетающей птицы, радуги или луча солнца в страшную бурю — то, чего всегда не хватает человеку. Страх и ужас перед всевластием стихии, ужас кораблекрушения пугают, но, с другой стороны, в картинах присутствуют радуга и свет. Они восходят к Евангельским сюжетам и четко обозначают, что надежда есть и спасение будет. И, как очень точно отметила Зельфира Трегулова, такой сюжет имеет более широкое значение, чем просто спасение утопающих. Именно поэтому Иван Айвазовский популярен, любим, востребован во все времена.

Выставка Айвазовского. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи. Автор: Евгений Алексеев

Выставка Айвазовского. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи. Автор: Евгений Алексеев

«365» настоятельно рекомендует сходить на выставку Айвазовского. Но как же не потеряться среди всего морского простора, представленного в выставочных залах? На что посетителям следует обратить внимание? Специально для нашего журнала главный куратор выставки Галина Сергеевна Чурак порекомендовала 6 важных картин для обязательного просмотра, чтобы не заблудиться на выставке и не потерпеть крушения, а плыть уверенно и ровно:

  1. «Радуга» 1873, Холст, масло 102х132 см
  2. «Буря под Евпаторией» 1861 Холст, масло 207х317 см
  3. «Девятый вал» 1850 Холст, масло 221х332 см
  4. «Волна» 1889 Холст, масло 304х505 см
  5. «Черное море» 1881 Холст, масло 149х208 см
  6. «Сотворение мира» 1841 Бумага, масло 106х75 см
И. Айвазовский "Радуга", 1873

И. Айвазовский «Радуга», 1873

И. Айвазовский "Сотворение мира",

И. Айвазовский «Сотворение мира», 1841

Посещение выставки Айвазовского также обещает быть приятным и интересным. Учитывая опыт нашумевшей выставки Валентина Серова, для комфорта посетителей Третьяковская галерея сделала несколько нововведений:

  • Впервые была организована предпродажа билетов до открытия выставки. Было продано белее 20 000 билетов.
  • Билеты продаются на сеансы, каждые пол часа. Их можно приобрести заранее или в день выставки, если билеты будут в наличии. Пришедшим ранее указанного времени попасть на выставку не получится. Однако, будет возможность пройти на постоянную экспозицию музея.
  • Электронные билеты теперь не нужно будет обменивать на печатные в терминалах музея. Достаточно будет показать QR-код проверяющим на телефоне или на распечатанном билете на входе.

Текст: Елена Рыбакова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ