Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке приобрел серию работ из тюремного заключения суданского художника Ибрагима Эль-Салахи «Тюремные дневники» (1976).
Известный африканский художник-модернист был ложно обвинен в антиправительственной деятельности и отправлен без суда в известную тюрьму Кобер в Хартуме после неудавшегося военного переворота в Судане в 1975 году. Он провел шесть месяцев и восемь дней в камере с десятью другими заключенными. Свои рисунки-заметки Ибрагим Эль-Салахи вынужден был скрывать от охранников тюрьмы в грязи. После тюремного заключения художник создает свои «Тюремные дневники» под домашним арестом. «Это одна из моих самых сокровенных работ», — говорит Эль-Салахи.
Серия из 37 листков включает рисунки и тексты, которые напоминают о жизни в тюрьме. На них изображены птицы, попавшие в сети, море лиц, забитых за решеткой, тяжеловесный человек, который сидит на корточках над ведром. Страницы дневника расположены в хронологическом порядке их появления: работы выполнены в черно-белом цвете. «Все мое последующее творчество складывалось под влиянием этого поворотного момента в моей жизни», — говорит Эль-Салахи, который покинул Судан в 1977 году.
Недавно 86-летний художник выставил на продажу свои наиболее важные работы в британскую галерею Тейт, Музей Соломона Гуггенхейма, Метрополитен-музей и художественный фонд в Шардже. Тоби Кларк, директор лондонской галереи Vigo, говорит: «На протяжении последних нескольких лет мы тщетно пытались приобрести «Тюремные дневники». Ибрагим не желал разлучаться с ними и продавать».
Эль-Салахи передумал после того, как Сара Сузуки, куратор печатных работ и рисунков МоМА, посетила художника в его доме в Великобритании в прошлом году.
Еще в 1960-е года МоМА приобрел в свою коллекцию «Мечеть» (1964) Ибрагима Эль-Салахи, которая в настоящее время установлена напротив картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). «Я очень рад, что мои «Тюремные дневники» нашли там новый дом», — отметил Эль-Салахи.
Текст: Анастасия Белоносова