Михаль Ровнер: «Нужно бережнее относиться друг к другу»

23 сентября 2015, 14:53

18 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка пионера использования движущегося изображения в качестве ненарративного Михаль Ровнер «Смещения». Скажем честно: фотографии не передают того, что можно увидеть в музее, поэтому даем совет: идите и смотрите. В преддверии открытия «365» поговорил с известной израильской художницей о нестабильности мира, современном искусстве и Москве.

 Как родилась идея создать проект?

М.Р.: На самом деле, проект зародился уже очень давно, а началось это все с фотографий. Сначала я снимала ландшафты давно, порядка 30 лет назад. Потом, через десять лет, меня заинтересовала фигура человека. И постепенно все это приобретало иную форму, иные очертания. Я постепенно вырабатывала свой собственный язык, результат которого вы сейчас видите здесь. Эти произведения – результат моего взаимодействия с реальностью.

Можно сказать, что политика, наука и археология – три кита, на которых базируется все Ваше творчество. Почему Вас привлекают именно эти области?

М.Р.: На самом деле, основная область для меня – это человечество. Именно на этом зиждутся мои работы. Я использую аспекты археологии, потому что мне нравится копать в глубину. Мне нравится рассматривать временную эпоху с самого начала. Я всегда задаюсь вопросом: что в нас изменилось и изменилось ли? Наука мне также очень интересна – ведь и ученому, и художнику всегда интересно что-то узнать, что-то расшифровать для себя, открыть. Если говорить о политике, я не интересуюсь ни политикой, ни какими-либо политическими партиями. Меня прежде всего интересует само влияние политики на человека.

 

«Искусство – это всегда самовыражение, донесение своей точки зрения»

 

Вы сказали, что все время задаете себе вопрос, меняется ли человечество и если да, то как. Нашли ли Вы ответ на этот вопрос?

М.Р.: Я до сих пор спрашиваю себя об этом. Думаю, основная потребность человека – общение. Наряду с общением, потребность в существовании и необходимость оставить свой след, будь то какие-либо отметины на камнях, наскальные рисунки и т.д. К сожалению, с тем прогрессом, которое переживает сейчас человечество, — и в области науки, и в области культуры — развитие человеческих взаимоотношений не происходит. Они остались на том же уровне, что и сотни лет назад. И это очень грустно.

Чем Вы руководствовались при выборе палитры работ?

М.Р.: Сейчас мы переживаем очень сложный период в истории, очень непростые времена. Мне это все напоминает апокалипсис. 60 миллионов человек потеряли свои дома, они теперь беженцы, эмигранты, у них нет ничего. Они ушли на поиски новой жизни. Постоянно мы наблюдаем эти смещения, откуда, кстати, и есть название выставки. Растет уровень насилия, преступности. Детское рабство, рабство женщин. Все эти вещи просто не могут оставить равнодушным. Столько людей сегодня не имеют права голоса, они не могут выразить свою точку зрения. Конечно же, этого нельзя не замечать. Поэтому я использовала такие цвета – много красного, черного, серого — чтобы передать эти апокалиптические настроения.

Совсем недавно я совместно с известным израильским писателем Давидом Гроссманом сделала книгу для детей. Она кардинально отличается от того, что вы можете увидеть на моей выставке. Это очень оптимистичная история про маму с дочкой, которые отправляются на поиски сына. Цветовая гамма на иллюстрациях в книге яркая, солнечная и жизнерадостная, но это детская книга.

Михаль Ровнер

Михаль Ровнер

Ваши инсталляции носят депрессивный характер, они безрадостны. И Ваша новая выставка нацелена на то, чтобы показать зрителям шаткость мира в мире сегодня, показать его нестабильность. А что нужно сделать, чтобы сохранить мир в мире? Ваш совет.

М.Р.: Чтобы сохранить мир, необходимо прежде всего доброе отношение друг к другу. Тут не поможет ни наука, ни культура. Очень важно проявлять милосердие, уважение, толерантность, быть честными. Нужно нести ответственность за этот мир и бережнее относиться друг к другу.

Как Вы охарактеризуете искусство сегодня? Каким оно должно быть?

М.Р.: Искусство всегда отражает время, в которое оно создается. Я бы сказала так: оно не должно быть тем, чем оно не является. Искусство – это всегда самовыражение, донесение своей точки зрения. Всегда есть связь искусства со временем, с жизнью. Мне вообще очень трудно давать какую-то оценку искусству, я стараюсь не делать этого. Искусство в каждую эпоху разное, экспрессивное и безэмоциональное, искреннее и надуманное, но оно всегда должно отвечать времени, в которое создавалось.

Вы вот уже третий раз участвуете в московской биеннале современного искусства. Как, на Ваш взгляд, изменился город и само мероприятие?

М.Р.: Первый раз я приехала в Москву в 2001 году. Именно тогда я снимала людей, которые вошли потом в мои произведения. Если говорить о сегодняшней биеннале, у меня пока не было возможности посмотреть выставки и сравнить их с тем, что я видела в предыдущие годы, из-за нехватки времени. А вообще меня потрясает интерес москвичей к современному искусству. Меня также приятно поразила энергетика, которую я здесь чувствую. Эта искренность, неподдельный интерес и желание понять. Столько выставок сейчас открывается здесь, это просто феноменально! И ведь в Москве нет такого большого денежного вклада в искусство, как, например, на Западе. И, тем не менее, я чувствую потребность людей в искусстве, и это, конечно очень приятно.

 

Выставку «Смещения» можно посетить в Мультимедиа Арт Музее с 18 сентября – 29 ноября.

 

Текст: Анна Кинаш

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ