Неудивительно, что образ медведя часто встречается и в современной литературе, так мы можем вспомнить некоторых из них: Винни-Пуха, медвежонка Паддингтона, Балу, и, конечно же, всем известных с детства трех медведей из одноименной сказки. Каждый из этих образов показывает какую-то определенную модель человеческого поведения. Можно сказать, что каждому из них присуща какая-либо собственная жизненная философия.
По мнению многих исследователей, всем известный Винни-Пух является наивным мудрецом, образ которого нередко встречается в литературе («Дон-Кихот» Сервантеса, Страшила Мудрый из «Волшебника страны Оз» Л.Ф. Баума).
Американский писатель Бенджамен Хофф даже в 1982 году написал книгу «Дао Винни Пуха», где связывает образ плюшевого мишки с философией даосизма. Главный принцип данной философии – «двигаться, не двигаясь», то есть жить «просто так», не усложняя свое существование. Когда люди перестанут гнаться за смыслом жизни, то обретут его. Автор считает, что медведь, у которого в голове опилки, достиг просветления, поэтому придумывает смешные песенки и без дела болтается по лесу.
Многим известен медвежонок в широкополой шляпе и синем макинтоше, застегнутом на все пуговицы. Образ тактичного медвежонка часто связывается с жизненной философией или кредо настоящих англичан – стремлением к абсолютной аккуратности и чопорности. Данная позиция подчеркивается также и внешним видом Паддингтона – макинтошем и шляпой. Другая же сторона характера медвежонка вполне согласуется с философией эпикуреизма – стремлением к удовольствию и желанию доставлять окружающим радость. Так, эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходима невозмутимость души, отсутствие страданий и настоящая дружба. Как мы знаем, все это существует в жизни медвежонка Паддингтона.
Еще один популярный медведь в литературе — медведь Балу из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга, верный друг и наставник Маугли. Он лучший знаток Закона джунглей, кодекса, используемого животными в лесах Индии, и часто разрешает спорные ситуации. Его образ можно связать с образами индийских жрецов – брахманами, которые являлись хранителями индуистской мудрости. Если посмотреть на европейскую историю, то Закон джунглей перекликается с философией Естественного права, которое связывается с совокупностью неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из человеческой природы и независимых от объективной точки зрения человечества.
Пожалуй, самой старой и известной на весь мир в разных вариациях является сказка о «Трех медведях». Сюжет ее многим известен с детства: девочке, пришедшей в дом медвежьей семьи, приходятся в самый раз лишь вещи, принадлежащие медвежонку. В сказке нет какого-либо поучительного урока, потому что если в одном варианте повествования девочка спасается бегством от разъяренной медвежьей семьи, то в другом, ее не прогоняют и ласково оставляют погостить. По всей видимости, сюжет можно связать с философией «золотой середины», о которой писал еще Аристотель. Так, в Древней Греции идея меры или золотой середины была одной из наиболее важных в системе жизненных принципов. Для него характерен девиз «ничего слишком», поэтому людям следует вести умеренную жизнь, без излишеств. Надо жить согласно своим основным потребностям, не уменьшать, но и не увеличивать свою «порцию». Именно поэтому девочке из сказки пришлась в пору только доля медвежонка, с которым она была схожа по характеру и потребностям.
Медведи плохого не посоветуют.