Марина Руденко: «Каждый увидит в меру своей испорченности»

25 июня 2015, 15:23

ARTIST TALK с Мариной Руденко о смайлозаврах, влиянии цитат из интернета на психику и ответственности художников.

В рубрике ARTIST TALK мы каждую неделю говорим о современном искусстве с самыми перспективными и влиятельными молодыми художниками. В этом выпуске — обаятельная медиахудожница Марина Руденко, лауреат III Красноярского Международного Фестиваля Экранных и Медиа Искусств и участница многих групповых выставок, среди которых: III Московская Международная Биеннале Молодого Искусства «Отвергнутая действительность», Библионочь-2013 в Российской Государственной Библиотеке, Ночь искусств-2013. Екатерина Фролова поговорила с Мариной Руденко о мотивах, побудивших ее бросить экономику ради искусства, о том, почему художнику нужно быть сильной личностью и как с помощью цитат она влияет на психику зрителя.

Ты решила изменить свою жизнь после поездки в поселок Никола-Ленивец, где проходит знаменитый фестиваль «Архстояние». Ты говорила, что, когда своими глазами увидела, что можно воплотить мечту в реальность, жить как прежде уже не смогла. Почему ты не сделала этого раньше, какие стереотипы тебе мешали?

Я всегда интересовалась современным искусством, ходила по выставкам, размышляла об этом, но сильное впечатление оставил именно поселок Никола-Ленивец, ведь это действительно грандиозная по своему масштабу история. Поразил размах. До сих пор самое любимое мое сооружение — это «Маяк» Николая Полисского, он потрясающе вписан в пространство на берегу реки. Первым для меня было «Архстояние», которое курировал Олег Кулик. С тех пор я много раз ездила в Никола-Ленивец и только через какое-то время поняла, что мне безумно нравится быть там наедине с пространством, без людей, хотя изначально меня вдохновило именно арт-сообщество, их единство и интересы. Со временем стали важнее арт-объекты и их сочетание с природой.

Никола-Ленивец

Никола-Ленивец

Стрит-арт проект «Пикселизация пространства» занимает достаточно большую часть в твоем творчестве. Почему тебя так интересует проникновение виртуальности в реальность?

Меня действительно очень интересует эта тема, и она не только в «Пикселизации» присутствует. Хотя именно в этом проекте, мне кажется, куда важнее история о том, как я использую городские урбанистические пространства, которые превращаются для меня в паттерны.

«Перформанс — только для сильных личностей, он должен быть очень искренним, это сложная работа над собой»

Также в этот проект мне очень хочется вовлечь как можно больше разных людей, и буквально на позапрошлых выходных я провела детский мастер-класс на тему «Пикселизации пространства». Мы раскрашивали брусчатку, а квадратную плитку на заднем дворе галереи превратили в гигантское сердце. Детям я пыталась объяснить, что совсем не обязательно обладать навыками художественного академического рисунка, чтобы выразить себя и образы из своего сознания.

sXCHONHpE2A

«Пикселизация пространства»

По поводу детей у меня тоже есть вопрос. Чем помогает искусство детям? Почему быть творческим — полезный навык? Я спрашиваю, потому что многие «физики» шутят про «лириков» в духе: «А ты — гуманитарий, сегодня моешь Планетарий».

Мне кажется, именно дети могут помочь искусству, а не наоборот. Они вообще не ограничены какими-то стереотипами и рамками, хотя, конечно, с возрастом все это нарастает. У детей настолько открытое сознание, они воспринимают все увиденное гораздо легче и проще, могут поставить в ступор какими-то своими словами и идеями, заставить задуматься. Про гуманитариев — действительно есть некая безответственность художников, что меня немного смущает. У меня первое образование экономическое, и это по-особому структурировало мой мозг, например, это очень помогает мне делать организаторские проекты. Художнику же очень важно не просто быть невероятно креативным, но еще и уметь общаться, организовывать людей вокруг себя и свое личное время, тем более нельзя говорить «я творческая личность, и меня это не волнует». Ну, а к шуткам о гуманитариях и людях творческих я отношусь с самоиронией, не принимая близко к сердцу.

Марина, я знаю про твою страстную любовь к единорогам, но не знаю, как она возникла. Расскажешь мне и нашим читателям? 

Есть многочасовое видео, где розовый единорог скачет по радуге и звучит песенка «Pink fluffy unicorns dancing on the rainbow». Можно его смотреть часа три, например, или пять, вообще это видео часов на десять зациклено. Меня оно настолько вдохновило, что я просто залепила этого единорога к себе на аватарку в Facebook, и с этого как-то все пошло. Единороги сами стали притягиваться ко мне, то есть друзья постоянно кидают мне картинки с единорогами на стену, дарят сувениры и т.д.

Послушай, я думала, что ты строишь себе имидж, персональный образ при помощи этой любви к единорогам, притягивая на себя символические ассоциации этого сказочного персонажа, разве нет?

Мне, конечно, нравятся ассоциации, которые рождаются – это волшебство, образ невинной девушки из средневековых легенд, фаллический символ… Но я себя со смайлами как-то больше ассоциирую, потому что в виртуальном общении именно с их помощью можно выразить и настроение, и эмоции. Единорг – это уже «послесмайловый» период. (Смеется. – Прим. автора).

«Мне кажется, именно дети могут помочь искусству, а не наоборот»

Ты сейчас говоришь про свою работу «Эсперанто. XXI век»?

Да, это моя первая работа, которую я серьезно воспринимаю — в том плане, что именно с нее я начинаю отсчет своей выставочно-экспозиционной деятельности.

"Эсперанто. XXI век"

«Эсперанто. XXI век»

Тогда спрошу про нее: как думаешь, какую роль смайлы играют в виртуальном общении?

Это искусственный язык, который состоит из визуальных образов и с помощью которого люди могут друг друга понять. Ты можешь, например, общаться с японцем смайликами достаточно долго, если он не знает русского, а ты не знаешь японского, и вы оба не знаете английского. Мне этот язык нравится тем, что можно переслать всем свое настроение, а уж новые палитры на Facebook с единорогами и, любимейшая, с кошечкой-единорогом — это вообще сказка! Можно уже ничего не писать друг другу, просто все время отправлять эти стикеры, и все равно целый рассказ получится (Смеется. — Прим. автора). Смайлики эволюционируют. Обычные смайлы превратились уже в «смайлозавров» – это уже почти вымерший вид, просто желтая лепешка.

«Художнику же очень важно не просто быть невероятно креативным, но еще и уметь общаться, организовывать людей вокруг себя и свое личное время»

Теперь у меня вопрос про работу «Цитатник», которая была выставлена на Ночи искусств в ММСИ в 2013 году и стала лауреатом Красноярского Международного Фестиваля Экранных и Медиа Искусств в том же году. Ты выбирала цитаты, с которыми согласна или которые наиболее абсурдно и зловеще звучат от мультперсонажей?

Я брала то, что нашло во мне хоть какой-то отклик, понравилось или наоборот, с которыми я была не согласна, но сама цитата достаточно сильная была, вызывала какую-то эмоциональную реакцию. Видео, на самом деле, очень длинное и состоит из 99 цитат. Когда я его показывала, вначале люди смеялись, но потом они заметно грустнели, начинали задумываться – было уже не так радостно, как вначале. И дело тут не в том, что видео надоедало, а именно своеобразные посылы от персонажей так влияют на психику и отражаются в зрителе.

Ты хотела сказать: важно, КТО нам говорит что-то или важно, ЧТО нам говорит, но неважно кто?

Мне интересна была дикая смесь, несочетаемость этих «кто говорит» и «что говорит», их контраст. Идея «Цитатника» возникла потому, что как раз этими фразами, вырванными из контекста, наполнены все социальные сети. Люди бездумно выкладывают картинки со словами известных личностей, пытаясь выразить вроде бы глубокую мысль и свое состояние души, но ведь это настолько поверхностно и чаще всего совершенно не соответствует изначальному посылу автора цитаты.

На дипломной выставке школы Родченко «Что говорить, когда говорить нечего» я показала инсталляцию «Испорченный телефон», которая является как бы смысловым продолжением «Цитатника». В ней эти персонажи уже общаются как со зрителем, так и друг с другом, словно в одноименной детской игре.

"Испорченный телефон"

«Испорченный телефон»

Давай немного поговорим о перформансе «Борщ» — ты феминистка или, наоборот, считаешь, что место женщины на кухне?

Этот перформанс мы с девочками делали 8 марта на выставке «Бабский Выставком» в центре Artplay: втроем варили борщ, чтобы накормить посетителей выставки. Скатерть, на которой мы готовили, резали продукты и проливали на нее что-то, потом просто натянули на подрамник. Получился достаточно забавный объект со своей историей. Контекст, как я понимаю, отсылает к феминизму, но мне бы не хотелось себя причислять к радикальным формам этого движения. Ну и конечно, место женщины не только на кухне, потому что вот я, например, готовить не умею совершенно!

Перформанс "Борщ"

Перформанс «Борщ»

А как же вы накормили борщом посетителей выставки?

О! Я там как раз впервые училась варить борщ (Смеется. — Прим. автора).

Марина, а почему ты не хочешь себя ассоциировать с феминизмом?

Мне гораздо интереснее исследовать женскую природу, вопрос взросления и инфантильности, превращения из маленькой девочки в зрелую женщину, что-то в этом роде. Исследование же гендерных границ интереса не вызывает, хотя иногда это может быть достаточно весело. Но лично мне, как женщине, по соседству с мужчинами живется вполне комфортно и особо жаловаться не на что.

«Художнику очень важно не просто быть невероятно креативным, но еще и уметь общаться, организовывать людей вокруг себя и свое личное время»

Марина, ты создала странный, но очень забавный объект — «Архитектончик». Расскажи, пожалуйста, зачем ты его сделала?

Я была вдохновлена архитектонами Малевича. Суть в том, что в моем объекте внутри блоков находится вязкая масса из детских «лизунов». Сначала мне хотелось, чтобы люди на выставке подходили, переворачивали этот объект и просто наблюдали, как масса меняет свое местоположение в этих блоках, плавно перетекает. Потом в моей жизни появились музыканты из проекта Playtronica, с которыми я встретилась в Театр.doc на постановке «Квантовый скачок», «Архитектончик» там однажды был задействован уже звучащим. Изначально, во время репетиций, у нас возникла идея сделать его еще более интерактивным. Ребята из Playtronica проводят детские мастер-классы и делают интересные музыкальные инструменты из настоящих овощей, фруктов и т.д., и тут я пришла с такой «скульптурой» (Смеется. – Прим. автора). Их очень заинтересовала эта жижеобразная масса внутри блоков, и мы вместе стали думать, как добавить «Архитектончику» звук, меня очень привлекала идея соотношения звука и цвета в этом объекте, это прямо-таки авангард-авангард.

Ты училась перформансу у Марины Абрамович, как тебе личный опыт общения с ней, какой она человек в жизни?

Это была подготовка к ее ретроспективной выставке в центре «Гараж», она набирала перформеров и занималась с нами пять дней, но я бы не сказала, что это было действительно серьезное обучение с полным погружением, это была именно подготовка к конкретной выставке — хотя на нас Марина все же отрабатывала методику, которую в дальнейшем планировала преподавать в своем собственном институте. Она, конечно, очень сильная женщина и сильный художник, общение с ней действительно повлияло на меня, после этого я начала серьезно учиться и поступила в «Свободные мастерские», потом в школу Родченко, теперь — в Институт Проблем Современного искусства.

А что для тебя значит быть сильным художником или личностью?

На самом деле организовывать большие проекты совсем непросто, здесь же идет работа не только с самим собой и зрителем. Большое количество людей необходимо повести за собой, чтобы реализовать задуманное. Художник помимо этого должен нести ответственность за свои произведения, понимать, что может своей работой в этом мире что-то поменять. Когда ты молодой начинающий художник — делаешь все подряд, а здесь человек уже получил опыт, набил синяки, понял область своих интересов, не отрекся от этого.

«Художник должен нести ответственность за свои произведения, понимать, что может своей работой в этом мире что-то поменять»

Ей (Марине Абрамович — Прим. автора) было тяжело, но она продолжила и осталась в искусстве, никуда не свернула с этого пути. Перформанс — это очень сложный жанр и для понимания, и для осуществления. В основном художники рисуют красками по холсту, лепят скульптуру из разных материалов, а в перформансе ты сам становишься материалом. Мне кажется, что перформанс — только для сильных личностей, он должен быть очень искренним, это сложная работа над собой. Я не про театрализованные постановки, а про те перформансы, где важны эмоции, переживания и проработка вопросов через свое тело.

Твой дебютный кураторский проект «Говорит Москва» получился достаточно успешным и вошел в лонг-лист премии Курехина в этом году. Насколько сложно дебютанту, у которого нет никакого кураторского опыта, организовать выставку в такой серьезной институции как Фонд «Екатерина»? Тебе тяжело было доказать, что твоя идея стоит внимания?

Это проект, к которому я пришла в рамках своего обучения. Он построен на том, что всех этих художников я знаю лично, не было никакого конкурса, я никого не отбирала и не обращалась к авторам, чтобы они что-то специально сделали. Просто когда я сама развивалась, знакомилась, общалась с людьми, видела их проекты — в какой-то момент поняла, что все эти проекты не то чтобы об одном и том же, но их было бы здорово показать вместе, потому что это срез нашего поколения, опыта, переживаний. Они дают понимание о нашем взаимодействии, взаимовлиянии и взаиморазвитии. Эта мысль сформировалась из чужих и из моих работ тоже, поэтому я не хочу себя из этого круга исключать и играть лишь роль куратора.

Для меня этот проект протекал достаточно естественно: вот идея, мне она кажется классной, значит надо ее рассказать и показать сотрудникам фонда, им проект тоже показался интересным. Отдельное спасибо моему тьютор-куратору Елене Куприной-Ляхович, без нее этот проект существовал бы совершенно в другом масштабе, если вообще случился бы. Это действительно важное событие, ведь фонд Екатерина всегда до этого работал только с известными, заслуженными и проверенными временем мастерами.

"Говорит Москва"

«Говорит Москва»

У тебя есть видео работа «Interview» где ты с двумя хрюшками – резиновой и настоящей, мертвой. Я сначала подумала, что у меня на планшете звук не работает, но потом оказалось, что тебя и не будет слышно, а твои эмоции и мимику дублирует хрюканьем игрушка. Это юмор? Что ты на самом деле говоришь?

Да, юмор я безумно люблю (Смеется. – Прим. автора). Я в этом видео рассказываю о том, что я хочу заниматься искусством, о том, что я молодой и амбициозный художник, всему научусь и все сделаю, но меня очень многие не слышат, они слышат только какие-то альтернативные шумы, которые подмешиваются в мой рассказ о себе. Я говорю важные для меня вещи, а те, кто не заинтересован, слышат только «бла бла бла», которое в видео я заменила на звуки, которые издает игрушечная резиновая свинья — «хрю хрю хрю». Хотелось бы быть услышанной.

image_5

Как-то случилась умилительная ситуация (да и не раз подобные случались). Эта работа экспонировалась на выставке, и ее обсуждали Константин Бохоров и Мила Бредихина. Они говорили, мол, как девушка осведомлена — взяла поросенка с Дорогомиловского рынка, а ведь у Олега Кулика в свое время тоже была работа, где он читал проповедь мертвому поросенку на этом рынке… Я, конечно, возрадовалась этой интерпретации. Мне и правда интересней слышать трактовки как профессионального, так и обычного зрителя – порой они рассказывают больше, чем это могла бы сделать я сама. Но главное сказать то, что тебе самому важно, выразить в своей работе то, что пришло, возможно, по наитию. И отпустить работу жить, а каждый уже увидит что-то в меру своей испорченности.

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ