Манифеста 10 в Санкт-Петербурге

25 июня 2014, 00:53

С 28 июня Санкт-Петербург станет первым российским городом, открывающим своё экзистенциальное пространство для «манифестов» Международной биеннале современного искусства «Манифеста 10».

Что такое Манифеста? И с чем её «употреблять»? Это единственное передвижное биеннале современного искусства в Европе. Манифеста – о самом современном и актуальном уже много лет. Исторические, культурные и географические вопросы самопонимания и самоопределения Европы стали «почвой» для организации биеннале: на них решили отвечать визуально, методами современного искусства. Так, возникла Манифеста – проект синтеза и анализа жизни на основе экспериментов современного искусства. Первая биеннале прошла в 1996 году в Роттердаме (Нидерланды), и вот уже много лет как Манифеста передвигает «манифесты» искусства по городам Европы: Люксембург (1998), Любляна (2000), Франкфурт-на-Майне (2002), Мурсия и Картахена (2010), Генк (2012) и другие. В этом году биеннале добралось наконец-то и до российского города, до Санкт-Петербурга.

Почему именно Санкт-Петербург, а не другой город России? Ответ прост и очевиден: Санкт-Петербург – культурная столица России, поэтому а где, если уж не там. Но ещё Санкт-Петербург — город с целой историей культуры, со своими канонами и традициями, с артефактами искусства и с точным знанием о том, что такое прекрасное, возвышенное. А Манифеста – мероприятие, рассчитывающее на эксперименты с прекрасным и возвышенным, на опыты с традиционным и классическим. Поэтому где уж не «почва» для импровизации такой биеннале, как не в Питере. В качестве площадки для высказываний современного искусства выбрано самое классическое и монументальное пространство искусства Санкт-Петербурга – Государственный Эрмитаж. Предполагается «небольшой слом» укоренённых в Эрмитаже представлений об искусстве, но – в рамках приличия и с согласия самого Музея, открытого для идей и новаций современного искусства.

Каждая Манифеста уникальна по своим «манифестам». В этом году она юбилейная, поэтому посвящена изначальным задачам Манифесты, а именно, — осмыслению и восприятию европейским человеком культурной и политической реальности, возникшей после «холодной войны». Предполагается поиск значений исторического наследия в условиях современного художественного контекста. Также в рамках Манифесты 10 планируется не только знакомство российской публики с разносторонностью современного искусства, но и привлечение известных мировых кураторов для стимулирования развития кураторского дела по организации международных выставок в России.

Стоит отметить, что Манифеста всегда затрагивает не только вопросы искусства, но и актуальные политические ситуации, точнее – сама становится частью политической реальности того города, в пространстве которого осуществляет свой «манифест». И Питер не стал исключением в этот раз. Некоторые не так давно принятые в нём законопроекты, воспринятые многими либерально-подкованными представителями современного искусства в штыки, могли стать препятствием для проведения Манифесты 10. Пришлось составлять петицию в пользу поддержки десятой биеннале в Санкт-Петербурге. В итоге первую российскую Манифесту не отменили. Через пару дней состоится её открытие на площадках нашего экзистенциального Питера. И пусть дождей не будет во время такого события современного искусства.

Текст: Мария Сидорова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ