Майя Плисецкая: икона стиля в пуантах

20 ноября 2015, 12:16

В честь нее при жизни назвали сорт пионов и астероид. В 70 она виртуозно показывала фуэте на большой сцене. 20 ноября исполняется 90 лет со дня рождения великой русской балерины, музы мировых творцов Майи Михайловны Плисецкой. «365» вспоминает деятелей моды, вдохновленных примой-балериной Большого театра.

Майя Плисецкая – первая советская муза западных модельеров. Но первый опыт Плисецкой в моде – это опыт с фасовщицами. Еще будучи невыездной, Плисецкая покупала вещи у известной на всю Москву фасовщицы Клары. Вещи стоили безумных денег, но статус примы Большого театра стоил всевозможных жертв. Из Индии привозился шелк и ситчик, из которых в ателье балерина заказывала себе наряды. Шубы ей также делал на заказ портной из Большого театра. Старую шубу могли перешивать много лет. Подругой Майи Плисецкой была Лиля Брик, муза Маяковского. Брик часто дарила или давала поносить Плисецкой свою одежду. Именно Брик познакомила балерину с ее будущим мужем, композитором Родионом Щедриным. Возлюбленная Маяковского любила записывать голоса людей, и, услышав голос Майи, композитор захотел с ней познакомиться. Так началась история любви и творческого союза.

Майя Плисецкая с мужем Родионом Щедриным

Майя Плисецкая с мужем Родионом Щедриным

«Не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба»

Во время гастролей в Париже Плисецкая познакомилась с Сержем Лифарем. Он находил для Коко Шанель звезд и решил познакомить ее с Майей. В своих мемуарах «Я, Майя Плисецкая» балерина так описывает легендарного модельера: «Прямая, изнуренно-худая, строгая хозяйка, окруженная долговязыми красотками-манекенщицами, приветливо протягивает мне две морщинистые сухопарые руки. Кожа запястий подло выдает возраст Коко. Ей за восемьдесят». Специально для Плисецкой Шанель устроила показ осенне-зимней коллекции. Коко подарила Майе костюм из белого шелка, попросила пройтись и была в восторге от грации русской примы. Майя настолько понравилась Шанель, что та продемонстрировала ей свою коллекцию украшений, в числе которой был и изумрудный браслет, подарок Великого князя Дмитрия Павловича, кузена Императора Николая II.

Серж Лефар, МАйя Плисецкая и Коко Шанель

Серж Лифар, Майя Плисецкая и Коко Шанель

«Влюбляйся в момент, не мешкай»

Но по-настоящему крепкий творческий союз получился у балерины с французским модельером Пьером Карденом. С ним Майю познакомила Надя Леже, которая входила в круг Лили Брик. Знакомство произошло в 1972 году. Сотрудничество началось с костюмов к балету «Анна Каренина». Нужно было сделать легкие костюмы, которые соответствовали бы духу исторической эпохи, но в которых было бы удобно танцевать. Десять костюмов были созданы совершенно бесплатно. Участие известного западного модельера было неприемлемо для советского театра, поэтому на афишах не значилось имя модельера. Исторические турнюры модельер заменил широкими бантами, боковые складки юбок приподнял к талии. На этом совместная работа не закончилась: Карден также сотворил костюмы для балетов «Чайка» и «Дама с собачкой». Интересно, что для последнего балета было изготовлено лишь одно платье, но цвет и форма поясов менялись в зависимости от настроения сцены. Между модельером и балериной царило полное доверие: только непосредственно перед выходом на сцену Майя видела костюмы. В мемуарах Плисецкая признается, что именно Кардену она обязана успехом всех трех балетов.

Костюм для балета "Дама с собачкой", дизайнер Пьер Карден

Костюм для балета «Дама с собачкой», дизайнер Пьер Карден

Майя Плисецкая была и музой Ив Сен-Лорана. Модельер создал костюмы для балета «Гибель розы». Ив Сен-Лоран сотворил нежно-розовый шифоновый хитон. Постановка была довольно откровенной: Майя выступала с шестью партнерами-мужчинами, под стать был и наряд — женственный и одновременно откровенный.

«И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Своё живи!»

Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая

Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая

До сих пор Майя Плисецкая продолжает вдохновлять дизайнеров. К выставке «Божественная Майя», прошедшей в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, российские модельеры создали платья, вдохновленные великой балериной. Алёна Ахмадуллина совместно с английской компанией de Gournay представила платье, вдохновленное одним из самых известных образов Майи – Черным лебедем. Юбка платья создана из органзы и 250 перьев, расписанных вручную в традиционной технике XVIII века. Платье имеет асимметричный крой, драматичность подчеркивают неправильные линии.

Платье "Черный лебедь", дизайнер Алена Ахмадуллина

Платье «Черный лебедь», дизайнер Алена Ахмадуллина

Янис Чамалиди представил Майю Плисецкую в роли леди-денди, соединив в черно-белом платье элементы мужского и женского костюма. На выставке представлены работы молодых российских дизайнеров, победителей конкурса «Адмиралтейская игла» — Ольги Маляровой, Ксении Паскаль, Юлии Велюго, Виктории Агеевой, Инги Булана. Модельеры создали платья по мотивам образов Айседоры, Федры и Умирающего лебедя. Ярко-золотое платье создала Ольга Малярова, назвав его «Умирающий лебедь», но в этом платье нет никакой драмы, есть роскошь, но нет изящества, присущего приме. Остальные молодые дизайнеры выбрали белый цвет и античные мотивы для передачи образов балерины. Платье Татьяны Парфеновой называется «До дна». Для изображения на платье использованная фотография Виктора Лягушина. Владислав Аксенов создал ретро-образ, в форме платья заключены уникальные движения и красота Майи. Строгое и графичное платье создала Татьяна Котегова, вдохновила ее «Кармен-сюита», балет, созданный специально для Майи Плисецкой. Довольно неудачное платье представил Стас Лопаткин: пошлые большие цветы никак не отражают грациозного образа Майи. Также на выставке находится одно ювелирное украшение, авторства Сергея Малкова.

«Элегантность давалась кровью»

Дизайнер Татьяна Котегова

Дизайнер Татьяна Котегова

Платье "До дна", дизайнер Татьяна Парфенова

Платье «До дна», дизайнер Татьяна Парфенова

«Моя генетика призвала меня помнить добро. Я не изменила и не изменю этому зову!»

Майя Плисецкая была и остается источником вдохновения не только модельеров и художников. В 2015 году Гильдией парфюмеров и модный дом Елены Бадмаевой создали духи «Великая Майя» в лимитированном тираже. Любимыми же духами Майи Плисецкой были духи Bandit от Robert Piguet, которые стали одним из элементов образа Майи. Балерина всю жизнь сохраняла верность этому аромату.

Par8163960

Великая русская балерина Майя Михайловна Плисецкая была первой советской музой на западе и в СССР. Работая с западными модельерами, она открыла перед советским зрителем их творения. И до сих пор прима остается музой для модельеров, парфюмеров и ювелиров.

Текст: Анна Кожеурова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ