Выставка LEXUS HYBRID ART

29 июля 2014, 19:44

В современной Москве очень тяжело выбраться куда-нибудь летом в выходные, особенно если у тебя нет дачи в Подмосковье или бабушки в прилежащей области. И проблема выбора возникает не потому, что ничего приличного и интересного в столице по выходным не происходит, а напротив – выбор столь огромен и разнообразен, что глаза разбегаются и руки тянутся ко всему доселе неизвестному и невиданному. После долгих раздумий мой выбор пал на V ежегодную выставку гибридного искусства «Lexus Hybrid ART», которая проходит сейчас в выставочном комплексе «Оптика» на ВДНХ.

В жаркий полдень павильон №4 встречает ослепляющей белизной отреставрированных колон и стен. Здесь же, в огороженном красно-белой лентой пространстве,  продолжают шуметь «реставраторы» – очевидно, торопясь закончить работу к закрытию выставки. Минуя кассы, я попадаю внутрь, где меня тут же накрывают приятная прохлада и полумрак. 

Выставка поделена на одиннадцать площадок, каждой из которых сопутствует одна инсталляция. Первое, что попадается на глаза, – световая волна, бьющая из пола в неопределимое пространство потолка, меняющая цвет и скорость. Буклет подсказывает, что это первая инсталляция, автором которой является Микела Пелусио (Michela Pelusio, Италия), и называется она SPACETIME HELIX. После первой минуты непрерывного наблюдения появляется страшное желание сунуть туда руку, что я и озвучиваю вслух. Милая девушка, выступающая в роли смотрителя, поспешила заметить, что руку может и оторвать, если будет выставлена максимальная скорость. После недолгого разговора выяснилось, что это лишь белая веревка (или нечто ей подобное), прикрепленная сверху и закручиваемая снизу обычным вращающимся поворотным механизмом. Конечно, решающее значение имеет свет: именно благодаря ему возникает волшебное ощущение, будто волна абсолютно нематериальна. 

image-3

В этот момент мне захотелось заглянуть в буклет и посмотреть описание. Там значилось: «Пелусио иллюстрирует волновой принцип самых разных процессов: генетических манипуляций (ДНК), историю становления мировых цивилизаций, развития научной мысли. Наблюдайте за волной, коснитесь рукой или управляйте ее состоянием – с помощью контроллера вы можете менять рисунок, скорость движения и цвет волны». Значит, трогать руками было можно! Прошу заметить: трогать не разрешают ни одну из инсталляций, что расстраивает.

Буклет упорно приглашал меня к следующей инсталляции под номером два, однако же, меня привлек таинственный свет, тонкой полоской льнувший к моей футболке из помещения напротив. Огромное купольное пространство было сплошь залито световыми бликами, которые обычно образуются на песчаном дне моря, когда солнце стоит в зените. Тени людей разрезали мерно плавающих волнами световых зайцев, то увеличиваясь, то уменьшаясь в размерах. Я опустил глаза и увидел, что они ходят по воде. У меня захватило дух, и я бросился к ним, но тут все магическое настроение испортил строгий охранник, который громко объявил: «В обуви по воде ходить нельзя!» (ну или просто «в обуви нельзя»). Я сбросил мокасины и пошел. Мягкая зеркальная поверхность спугивала световых зайцев на стене, которые начинали прыгать от моих шагов. Время замедлилось, а звук (все из-за купольного пространства) стал отдаваться эхом в моих ушах. Мне казалось, что все слышат мои мысли. Я вышел на берег, очарованный и задумчивый, и посмотрел в буклет. Он сообщал: «AGUA, 2009 (Ракель Коган, Леонардо Крещенти, Режан Кантони, Бразилия) – тактильно-визуальный интерфейс, трансформирующий купольное пространство павильона «Оптика» за счет имитации эффекта акустики.  Художники предлагают пройтись по воде. Погрузитесь в иллюзию прогулки по дну моря». 

image-7

В предвкушении еще большего волшебства я двинулся дальше.  Следующей инсталляцией на моем пути была «Limit of everything» 2011, автор – Конрад Шоукросс (Великобритания). «Это сложная механическая система, объединяющая три независимых источника света. Определенный алгоритм синхронизирует их движение в разных направлениях – от центробежного до ориентированного вовне. Благодаря этому границы и размеры пространства, в котором функционирует объект, переживают постоянную трансформацию», — спешил подсказать мне буклет. По факту это три лампочки на шарнирах, которые циклично крутятся от центру к невидимой линии окружности, при этом движение их замедляется при приближении очередного зеваки.

Третья и четвертая инсталляции тоже потрясают довольно слабо. Третья – это три экрана: на одном видео комнаты, которая подключена к морозильной системе и медленно застывает (все показывается в ускоренном режиме, не волнуйтесь); на другом – маленький коридорчик с дверьми, по которому растекается какая-то белая жидкость, изменяющая свое направление скольжения по стенам; на третьем – просто длинный коридор и дверь в конце, которая то приближается, то удаляется, все проигрывается в slow motion. Все это должно нагнетать тревогу и страх, но у меня ничего такого не было. Хичкок со своим приемом саспенса пугал меня гораздо больше.

image-4

Четвертая инсталляция – работа света, хлама и высокой инженерной мысли. Авторы: Тим Ноубл и Сью Вебстер (Великобритания). Луч света направлен на кучу соединенных деревянных обрезков, сложенных так, что их тень образует силуэт девушки. Все предельно просто. Вы можете войти в световой луч, и ваша тень будет рядом с тенью груды деревянного мусора. Простота в том, что вы есть, а девушки рядом с вами нет.

Пятая инсталляция – Mutual wave machine (Сьюзан Диккер, Матиас Острик Нидерланды). По сути, это самая зрелищная инсталляция выставки: в ней участвуют живые люди. В кокон, состоящий из двух половин, подсвечиваемых красным светом, садятся два человека. На головы им надевают шлемы, которые фиксируют импульсы головного мозга. Люди смотрят друг на друга, а сзади, на стенке капсулы проецируются «отпечатки их взаимного восприятия». Что это такое узнать мне так и не удалось, потому что по выходным эта инсталляция работает в ограниченное время, а в него я не попал. Также выяснилось, что туда обязательно надо записываться на сайте. Так что если соберетесь – не забудьте зарегистрироваться.

На седьмой площадке было нечто похожее на огромный рекламный стенд Лексуса. Буклет подсказал, что это Lexus NX Lounge – работы десяти финалистов международной премии в области дизайна Lexus Design Award 2014.

image-2

Восьмая инсталляция – это экран на котором показываются ретро-кадры в жутком расфокусе. Идея в том, что вблизи мы видим только слабые очертания объектов на экране, если отойти дальше – изображение становится четче, и с расстояния в семь метров мы можем немного разглядеть лица. Если у вас плохое зрение, а вы забыли очки или линзы дома, то разглядеть у вас ничего все равно не получится: блюр на экране останется блюром.

Камера пространственной дезориентации стала девятой инсталляцией. «Комната выполнена в форме гексагональной призмы», — сообщает буклет. Внутри все наполнено тем, что должно релаксировать зрение и слух. Зеленые лампы заполняют пространство, а в середине небольшой комнаты стоит аквариум с зеленой жидкостью ( «Это лимонад?» – спросил кто-то из посетителей) и маленьким водопадом с журчащей водой. Не сочтите меня занудой, но глаза не отдыхают, потому что пол весь заляпан грязью с ботинок людей, а журчание воды не слышно из-за соседней инсталляции. Но о ней позже.

WHITE UTOPIA, 2006 MAN HOLE (ICON) Ивана Наварро из Чили заняли место десятой площадки. Лампочки, зеркала, оптические иллюзии. Так в четырех словах можно объяснить суть этих инсталляций. «Автор вкладывает в них глубинный смысл!» — кричит мне вслед буклет, но я его не слышу, а двигаюсь к последней в моем путешествии инсталляции. 

image-5

PHANTOM LIGHTS BY ATK!, (Офер Смилански, Бельгия) заполнила все мое внимание. Лучше всего эту инсталляцию вновь опишет буклет: «Дуэт авторов объединяет на территории современного искусства экспериментальные музыкальные методики и принцип живой импровизации. АТК! используют резкие звуки, пульсирующий свет и специфику пространства – для воссоздания драматичного аудиовизуального портрета будущего». По моему мнению, буклет абсолютно прав.

Комната без четвертой стены, с невероятно высоким потолком, вся размечена горизонтальными линиями неоновых ламп. Они в такт музыке зажигаются и гаснут, создавая ощущение приближающегося конца света, апокалипсиса, несущегося на хвосте инопланетного корабля. Ты будто в фильмах «Матрица», «Люди в черном» и «Звездных войнах» одновременно. При хорошей фантазии, можно представить, что за спиной лазерный бластер, а перед тобой, за этой светящейся комнатой, стоит враг, невероятное чудище-робот, который угрожает всему человечеству, и только ты один можешь его побороть.

«Наркоманская выставка», — заметила девушка за моей спиной, прервав мои космические мысли. 

image-1

Если все обобщить, то, конечно, доля безумия и волшебства в этой выставке есть. И на нее стоит сходить. Выходить не хотелось. Мечталось, что там дальше есть еще огромный зал с такими же невероятными штуками. Но буклет усиленно молчал, не сообщая большей информации. 

Солнце резко ослепило глаза на выходе. Люди продолжали стекаться на выставку. А я думал, как же много можно высказать в образе, воплощенном в определенный объект, а можно не высказать ничего, оставив зрителя в задумчивом молчании.

Выставка пройдет до 28 августа с 11:00 до 22:00 каждый день, кроме понедельника.

Фото: Сергей Глазунов

Текст: Сергей Глазунов, Сергей Глазунов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ