Зеркало является не только одним из самых интересных предметов домашнего быта, но также является предметом, концентрирующим в себе некие магические элементы, о чем нам дают знать обряды древних цивилизаций, в которых использовали зеркало как проводник в потусторонний мир.
В Китае массовое производство бронзовых зеркал началось в VIII веке до н.э. Позднее, через несколько веков уже был налажен экспорт зеркал в соседние государства.
Перед нами несколько примеров зеркал из разных династических эпох. Почти все предметы круглой формы, лишь некоторые из них представляют собой стилизованную звезду или прямоугольник в плане. Начнем рассмотрение с более ранних объектов, созданных во времена династии Хань.Идет укрепление единых национальных основ и всего Китайского государства. Осознание себя как страны и народа связано с расширением страны и кругозора. Складывается китайская иероглифическая письменность как единое целое. Искусство этого периода ознаменовано значительным количеством памятников, для него характерна реалистичная трактовка сюжетов.
Первое зеркало, датируемое 100-220 годами нашей эры. Имеет круглую форму. Внешняя поверхность разделена на регистры, каждый из которых демонстрирует королеву покровительницу Запада и короля покровителя Востока – это одна из популярных сцен, изображенных на зеркалах династии Хань.
Второе зеркало датируется I—II веками нашей эры. Аналогично имеет круглую форму. В диаметре 11 сантиметром. На поверхности присутствуют изображения зооморфных масок. По крайней линии идет ленточный узор.
Эпоха династии Тан считается расцветом китайской государственности, культуры и искусства. Происходит распространение книгопечатания. Литература получила многотиражность, а аудитория, которая могла читать, расширилась. При дворе выходила первая в мире газета. Была образована первая в мире академия живописи. С Х века при династии Тан была система экзаменов для чиновников.
Танские зеркала приобретают восьми лепестковую форму, указывая на символику лотоса. Золотые завитки, плетенка, фигуры скачущих коней и птиц.
Первое зеркало Танского периода датируется VIII – IX веками н.э. Его поверхность покрывают рельефы с изображением птиц и цветов. В композиции прослеживается линия симметрии и упорядоченности, несмотря на то, что нет ленточного узора и многообразия рельефов.
Второе зеркало отличается от предыдущих своей прямоугольной формой, а также необычным золотым декором. Такое богатое оформление подтверждает тот факт, что Китай переживал период расцвета. Композиция строится вокруг центрального выпуклого квадрата, она поделена на 4 части и представляет собой треугольники, в которые заключены сцены с мифическими животными. Вся свободная поверхность покрыта растительным узором.
Третье зеркало датируется VIII – IX веками. Представляет в форме звезду. Это, несомненно, указывает на контакты с Персией. Рельефы здесь более ярко выражены. Растительные мотивы сочетаются с изображениями животных. Композиция представляет собой ленточное повествование.
Зеркало, относящееся к XVII веку представляет собой плоскую поверхность с восьми лепестковым завершением краев. Отсутствует всевозможный декор, который мы могли наблюдать в предшествующие периоды. Справа от центрального выпуклости имеется надпись.
Следующий пример имеет чуть больше декорации, но так же в нем прослеживается та сдерживающая линия, которая лишила эти объекты всевозможной роскоши.
В качестве последнего примера приведем зеркало квадратной формы. Сразу же можем отметить отсутствие декора. Единственным «украшением» является надпись.
Все вышеперечисленные предметы образуют цепочку эволюции зеркал в Китае. Расцвет чередовался с упадком. Каждая династия привносила в эти атрибуты черты, характерные ей.