Китайские бронзовые зеркала

18 августа 2014, 18:40

Зеркало является не только одним из самых интересных предметов домашнего быта, но также является предметом, концентрирующим в себе некие магические элементы, о чем нам дают знать обряды древних цивилизаций, в которых использовали зеркало как проводник в потусторонний мир.

В Китае массовое производство бронзовых зеркал началось в VIII веке до н.э. Позднее, через несколько веков уже был налажен экспорт зеркал в соседние государства.

Перед нами несколько примеров зеркал из разных династических эпох. Почти все предметы круглой формы, лишь некоторые из них представляют собой стилизованную звезду или прямоугольник в плане. Начнем рассмотрение с более ранних объектов, созданных во времена династии Хань.Идет укрепление единых национальных основ и всего Китайского государства. Осознание себя как страны и народа связано с расширением страны и кругозора. Складывается китайская иероглифическая письменность как единое целое. Искусство этого периода ознаменовано значительным количеством памятников, для него характерна реалистичная трактовка сюжетов.

Первое зеркало, датируемое 100-220 годами нашей эры. Имеет круглую форму. Внешняя поверхность разделена на регистры, каждый из которых демонстрирует королеву покровительницу Запада и короля покровителя Востока – это одна из популярных сцен, изображенных на зеркалах династии Хань.

1Второе зеркало датируется III веками нашей эры. Аналогично имеет круглую форму. В диаметре 11 сантиметром. На поверхности присутствуют изображения зооморфных масок. По крайней линии идет ленточный узор.

2Эпоха династии Тан считается расцветом китайской государственности, культуры и искусства. Происходит распространение книгопечатания. Литература получила многотиражность, а аудитория, которая могла читать, расширилась. При дворе выходила первая в мире газета. Была образована первая в мире академия живописи. С Х века при династии Тан была система экзаменов для чиновников.

Танские зеркала приобретают восьми лепестковую форму, указывая на символику лотоса. Золотые завитки, плетенка, фигуры скачущих коней и птиц.

3Первое зеркало Танского периода датируется VIIIIX веками н.э. Его поверхность покрывают рельефы с изображением птиц и цветов. В композиции прослеживается линия симметрии и упорядоченности, несмотря на то, что нет ленточного узора и многообразия рельефов.

4Второе зеркало отличается от предыдущих своей прямоугольной формой, а также необычным золотым декором. Такое богатое оформление подтверждает тот факт, что Китай переживал период расцвета. Композиция строится вокруг центрального выпуклого квадрата, она поделена на 4 части и представляет собой треугольники, в которые заключены сцены с мифическими животными. Вся свободная поверхность покрыта растительным узором.

5Третье зеркало датируется VIIIIX веками. Представляет в форме звезду. Это, несомненно, указывает на контакты с Персией. Рельефы здесь более ярко выражены. Растительные мотивы сочетаются с изображениями животных. Композиция представляет собой ленточное повествование.

6Зеркало, относящееся к XVII веку представляет собой плоскую поверхность с восьми лепестковым завершением краев. Отсутствует всевозможный декор, который мы могли наблюдать в предшествующие периоды. Справа от центрального выпуклости имеется надпись.

7Следующий пример имеет чуть больше декорации, но так же в нем прослеживается та сдерживающая линия, которая лишила эти объекты всевозможной роскоши.

8В качестве последнего примера приведем зеркало квадратной формы. Сразу же можем отметить отсутствие декора. Единственным «украшением» является надпись.

Все вышеперечисленные предметы образуют цепочку эволюции зеркал в Китае. Расцвет чередовался с упадком. Каждая династия привносила в эти атрибуты черты, характерные ей.

 

Текст: Лия Окрошидзе

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ