Кирилл Сорокин: «На Beat Film Festival мы не показываем вещи, которые являются бездумными или во славу кого-то, кто нам не близок»

26 мая 2016, 19:27

Основатель Beat Film Festival Кирилл Сорокин рассказал главному редактору «365» Яне Хариной о смене концепции фестиваля, роли интернета в развитии документального кино и фильмах, которые никогда не попадут в программу.

С 26 мая по 5 июня на главных культурных площадках Москвы будут проходить показы фильмов Beat Film Festival, который из фестиваля нового документального кино о музыке плавно «переквалифицировался» в фестиваль документального кино о новой культуре. Одно из главных изменений — это появление 9 тематических программ-тегов: American Rebels by Levi’s, «Миллениалы», «Ретро», Future of the Word,  «Спорт», «События», «Искусство», «Смена» и «Музыка. Это значит, что теперь можно будет увидеть ленты не только о музыкантах (хотя они все-таки проскальзывали и в прошлых годах), но и про писателей, спортсменов, художников, актеров, а также обычных людей, которые являются частью современной культуры и меняют ее. В этом году в программу вошли 25 фильмов, среди которых дебютная режиссерская работа британской актрисы Тильды Суинтон, фильм-биография о Дженис Джоплин, фильм-портрет о французском дуэте Daft Punk и лента о Дэвиде Боуи, в которой запечатлено прощальное выступление музыканта в образе Зигги Стардаста.

О том, как прошло разделение на программы-тэги и что лежит в основе выбора фильмов, рассказал Кирилл Сорокин, основателей и программный директор Beat Film Festiva.

Кирилл, сегодня Beat Film Festival переживает новый этап своего существования – это смена концепции. Главный мой вопрос: зачем нужно было отходить от традиционной идеи фестиваля?

Смена концепции – это всего лишь фиксация тех изменений, которые происходили с фестивалем в последние несколько лет, когда главными героями и хедлайнерами становились не только музыканты. Это естественный процесс. Если в прошлом году главными героями были Берроуз или Бэнкси, то в этом году среди таких людей — Орхан Памук (современный турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии. – Прим. «365».), британский  режиссер Адам Кертис, футболист Златан  Ибрагимович. Эти герои, которых мы впервые артикулируем внутри фестиваля как представителей новой концепции, могли бы спокойной появиться в программе Beat Film Festival 2015.

Кадр из фильма "Невинность воспоминаний"

Кадр из фильма «Невинность воспоминаний», снят по книгам Орхана Пумака

Конечно ,смена концепции также дает возможность расширить аудиторию за счет оторванных от музыки персонажей. Тот же самый Памук, без преувеличения будет сказано, народный писатель, которого здесь любят и которого здесь понимают. Он тот герой, который занимает нас самих. Прежде всего мы отталкиваемся от героев и фильмов.

Когда вы поняли, что Beat Film Festival надо выводить за рамки только музыкального документального кино?

К счастью или к сожалению, наш фестиваль – это интуитивный проект. У нас нет холодного расчета, который позволяет нам в 2016 году объявить Beat Film Festival фестивалем документального кино о новой культуре, а в 2020 — фестивалем новой геополитики. Такого плана, безусловно, нет.

Сейчас есть разделение на 9 программ-тэгов. Как произошло разделение именно на них?

Да, но эти программы ситуативны. В этом году у нас есть программа American Rebels by Levi’s. Это пример крайне адекватного программирования, с одной стороны, и как партнерство с брендом, которое нам позволяет показывать все эти фильмы, с другой. Есть программа Future of the Word которая является частью объединенной конференции, которую мы делаем совместно с Британским советом. В 2017 году этот список тэгов будет видоизменен. В этом и есть концепция: теги собираются не по жесткому структурному принципу. Если в этом году у нас есть «Искусство» или «Спорт», это не значит, что в следующем мы, скрипя зубами, чего бы этого нам ни стоило, будем отбирать фильмы в эти категории.

Levi’s 501: История легендарных джинсов

Levi’s 501: История легендарных джинсов

Сегодня очень часто именно интернет задает культурный вектор: популяризирует одно действие, событие, персону и окончательно убивает другое. Какую роль играет интернет в развитии документального кино?

Это действительно интересный вопрос. Я скажу, что интернет играет роль в развитии документального кино в той же степени, в какой он играет в развитии независимого кино. Потому что, безусловно, интернет стал точкой доступа для многих людей, включая тех, которые не являются слепыми потребителями и не воспринимают это как развлечение. Интернет дал доступ к гигантскому массиву информации для людей, которые вовлечены в процесс осмысления кино того или иного режиссера. Вот есть Адам Кертис, штатный режиссер BBC, чьи фильмы здесь ни на одной из возможных официальных платформ не были показаны. Я говорю про кинофестивали, кинотеатральный прокат и прокат по телевидению. Но его работы все равно нашли свою аудиторию: люди увидели их в сети, например, на сайте газеты The Guardian, показали друзьям, перевели на русский язык и сделали субтитры. Эти фильмы есть сейчас везде. И благодаря этому распространению режиссер приезжает сюда уже не абсолютным чужаком, который должен кому-то что-то объяснять. Интернет – логическая смена парадигмы передачи и потребления информации. Раньше люди приходили в кино, прочитав заметку в газете, сегодня они приходят в кинотеатры, увидев фото и постер в паблике в «ВКонтакте». С документальным кино тоже самое. 

Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера

Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера

В 2013 году в одном из интервью вы сказали: «Мы намеренно не показываем ничего легендарного и такого очень известного». Как в программу 2016 года попала лента «Зигги Стардаст и пауки с Марса» о Дэвиде Боуи?

Если честно,  совсем не помню, чтобы такое говорил. Возможно, что это часть внутреннего снобизма. (Смеется.) Вообще, слово «легенда» находится в «стоп-листе» внутри команды нашего фестиваля. Если оно иногда где-то и проскакивает, мы стараемся это пресекать, потому что это слово абсолютно не из нашего лексикона. Но это не мешает тому, что в том же 2013 году одним из главных хитов нашего фестиваля стал также фильм про Дэвида Боуи. Эта лента была важна для нас. Дэвида Боуи – это и есть и современная культура. Это вопрос к тому, что всегда у тебя есть какие-то новые герои, есть старые. Эта лента — дань памяти музыканту.

Зигги Стардаст и пауки с Марса

Зигги Стардаст и пауки с Марса

Эта фраза из интервью, скорее всего, относилась к тому, что мы стараемся не показывать вещи, которые являются бездумными, парадными, во славу кого-то, кто нам не близок. Мы не показываем фильмы, людей, которые находятся в другой системе координат.

Вы также отмечали, что вас больше всего интересуют какие-то «неочевидные истории». Какие из этих самых «неочевидных историй» будут представлены в этом году?

Я бы назвал практически все фильмы из программы «Миллениаллы», в том числе фильм «Фонко», потому что это действительно в прямом и переносном смысле шаг на новую незнакомую территорию. Это исследование современной африканской культуры через ее противодействие политике. Также отмечу фильм «Когда земля кажется легкой» про грузинских скейтеров и любви к Тбилиси, и «Холодный мир Hot Sugar», который является первым документальным фильмом, посвященным миллениаллам и их культуре.

Когда земля кажется легкой

Когда земля кажется легкой

В этом году представлено много российских фильмов, хотя раньше на фестивале можно было встретить одну-две ленты.

Это связано с тем, что, начиная с 2015 года, в рамках фестиваля существует платформа «Смена». Львиная доля этих фильмов на Beat Film Festival показываются именно в ней. Это новые фильм новых российских режиссеров, которых мы выискиваем и призываем присылать нам работы. Тот срез, который получился, вы можете видеть на фестивале. Представленные на фестивале фильмы  – это и есть тот срез, который получился. И он очень интересный.

Беседовала Яна Харина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ