Катя Бочавар: понять и прирастить

20 ноября 2014, 18:31

В залах арт-пространства «Граунда» на Песчаной тихо. Постепенно приходят посетители. В белом зале с колоннами стоит самодельный орган. Он рос по стенам квартиры, поэтому его верхняя труба загнута. Деревянный, выглядит словно игрушка, рождественская шутка. Кажется, что он не может играть. Пока я рассматривала это чудо технической мысли, ко мне подошла Катя Бочавар, известный куратор, художник, организатор арт-пространства.

l82q7v4k2L0

Катя Бочавар внесла в российское современное искусство очень многое: от выставок для тех, кто по-настоящему и давно находится в сфере современного арт-пространства и заканчивая тем, что её выставки и проекты становятся известны и людям, которые только начинают свое знакомство с искусством.

Что нужно для понимания современного искусства?

Немножко заинтересоваться этим и набрать какой-то ассоциативный ряд, который поможет вам найти то, что понравится. Ведь в искусстве не может всё нравится. Вам по душе Рубенс, но не Гоген, и наоборот. Для того, чтобы понять, нужно расширить своё сознание. А расширение сознания начинается не только с современного искусства.

Каких перспективных художников современного арт-пространства в России Вы могли бы назвать?

Художников не могу, а вот проекты… Например, искусство звука. Ранее, год назад, я бы причислила сюда театр. Однако на первый план выходит New Contemporary music. Конкретные имена — Сысоев, Горлинский, Петр Айду, с которым я работаю сейчас. Дмитрий Морозов, Сергей Касич, Олег Макаров.

Среди визуального искусства самыми острыми являются эмоционально окрашенные социальные проекты. Среди них могу назвать «Зелень Внешняя» Потемкиной и Бурдакова. «Полезное и вредное дело человечье, а сорняк дело божие» — этот проект обличает дискриминацию на любом уровне.

«Граунд» в принципе рассчитан на то, чтобы преодолеть границы между разными видами искусств, чтобы мультидисциплинарность охватывала умы. Просто потому, что это новый уровень свободы для человеческой мысли.
Преодолеть эти границы легко, если знать, что это возможно.

6fbQf1C2yQI
А как в других странах относятся к современному искусству? И что мешает его принятию в нашей стране?

Ну вообще, в так называемом «большом мире», например Америке и Европе, к современному искусству относятся более благожелательно, чем в России. Но это связано не с тем, что там люди какие-то особо развитые, а у нас особо недоразвитые, а с тем, что определённое отношение к таким вещам навязывается медиа. Если у нас по телевизору будут часто говорить, что «современное искусство — это прекрасно, а кто его любит — тот молодец», то оно сразу приживется.

В культурной политике нашего государства современное искусство сидит в загоне. И отношение настоящей политики к искусству поражает, конечно, другие страны.

Какое будущее ждёт современное искусство в России? Ситуация будет ухудшаться? Или ждет развитие?

Знаете, что для искусства лучше, а что хуже — это вопрос философский. Порой, даже благоприятное состояние дел для этой сферы может иметь отрицательный эффект. Ведь искусство — это дискуссия художника с окружающим миром. И если его творчество долгое время остается стабильным,  может случиться застой. Есть мнение, что напряженность с властью создаст какой-то его подъём. Он будет вызван протестом художников против такой политики.

Что значит отрицательное отношение Департамента Культуры к современному искусству? Это сокращение субсидий и сведение выделения средств на независимые проекты к нулю. То есть Департамент культуры будет спонсировать только то творчество, которое политически безопасно. Всеми остальными видами никто не будет интересоваться.

lXs9M10wV4k

…Петр Айду садится за деревянный орган. На глазах у зрителей он играет маленький кусочек Шопена. Люди в восторге.

Фото: kaluga24.tv и Роман Мокров

Текст: Ирина Монастырская

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ