Наследники Пола Розенберга спустя 75 лет добились возвращения картины Анри Матисса «Сидящая женщина» в семейную коллекцию.
Картина, написанная Матиссом в 1921 году, была приобретена известным в то время торговцем Полом Розенбергом и вместе с произведениями Пикассо, Брака и Моне находилась в его частной коллекции до начала Второй мировой войны. После вынужденной эмиграции Розенберга вся его коллекция, насчитывавшая более четырёхсот картин, была разграблена нацистами.
Семь десятилетий о судьбе коллекции ничего не было известно, и только в 2012 году многие шедевры, принадлежавшие Розенбергу, были найдены в мюнхенской квартире коллекционера-затворника Корнелиуса Гурлитта. Последнему картины достались по наследству от его отца, арт-дилера, получившего от нацистов разрешение на скупку «дегенеративного», по их мнению, искусства.

Та самая «Сидящая женщина» Матисса
Кристофер Маринельо, руководитель Art Recovery Group, представляющей интересы потомков Розенберга, сказал, что возвращение картины – не только материальная выгода: «Это событие – возвращение частицы прошлого семьи Розенбергов, её истории, отнятой нацистскими вандалами”.
На этой неделе немецкий суд наконец-таки удовлетворил иск Розенбергов, подавших заявление еще в конце 2013 года. Чуть ранее тем же судом была восстановлена историческая справедливость и в отношении наследников коллекционера Дэвида Фридмана: в семью первоначального владельца вернутся «Два всадника на берегу» Макса Либермана.
Экспертами было отмечено, что картина Матисса находится в превосходном состоянии: «Такое ощущение, что к ней прикоснулись лишь однажды – когда художник снимал ее с мольберта».