Как осмысленное мытье рук спасет нас от рутины: интервью с Дмитрием Волкостреловым

16 сентября 2016, 16:09

В Московском музее современного искусства открылась выставка «Повседневность». Ее автор – петербуржский театральный режиссер, актера, художник Дмитрий Волкострелов. «365» побеседовал с ним и попытался узнать, что такое «осознанная повседневность».

Перед подготовкой к интервью я зашла на сайт Московского музея современного искусства, чтобы ознакомится с выставкой «Повседневность», и ничего не поняла. «Незамысловатая обыденность», «рутина нашей жизни», «осознанность повседневности» … Что все это значит? Заинтригованная, я ожидала раскрыть загадку новой выставки на открытии. Меня провели по экспозициям, емко рассказали о значении каждого зала, и вроде бы идея оказалась проста, но в голове все равно как-то не укладывалась. Выставка напоминала антикафе, помещенное в музей. Наконец, к нам подошел Дмитрий Волкострелов, театральный режиссер, основатель «театра post» и новоиспеченный художник, который воодушевившись идеей интерактивного театра, создал нечто под названием «Повседневность». Дмитрий увлеченно рассказал мне о своем детище, и из нашей беседы я сделала такой вывод: сегодня искусством можно назвать все, что угодно, если поместить это «что угодно» в музей.

4

Скажите, как вы себя чувствуете в роли куратора?

Я бы даже сказал, художника (Cмеется). Да на самом деле, неожиданно, непонятно. Я не знаю, как я должен себя чувствовать. В театре (Дмитрий получил театральное образование. – Прим. «365».) мне все знакомо: как происходит подготовка к спектаклям, как проходят премьеры… А в музее еще не знаю, как себя вести. Вроде пока все хорошо идет.

Откуда возникла идея создать выставку, посвященную повседневности?

Повседневность, скажем так, это одна из тем, которую исследует «театр post» (независимая театральная петербуржская группа, основанная Дмитрием Велкостреловым. – Прим. «365»). Мы работаем с современными реалиями, и постановки для нас – это инструмент познания окружающего мира. Посредством спектаклей мы анализируем даже невзрачные явления, к которым относится повседневность. Люди обычно используют это слово, когда хотят описать что-то постоянное, статичное, скучное. Но нам в театре, напротив, интересно исследовать то, что другие находят занудным. И так однажды возникла идея провести некий анализ повседневности в выставочном пространстве.

2

На сайте музея опубликовано описание выставки, но я, честно, так и не поняла, что она будет собой представлять. Мне кажется, читатели могли столкнуться с той же проблемой. Расскажите вкратце, пожалуйста, что это за выставка?

Что за выставка… Это пока сложно объяснить, если честно. Спектакли я обычно ставлю интерактивно, и к своей первой выставке я подходил так же. «Повседневность» предполагает взаимодействие со зрителями. После каждого нового посетителя экспозиция будет меняться. Получается такой забавный перевертыш: гость, используя экспонаты, невольно исполняет роль «типичного представителя современности», а актеры, в свою очередь, наблюдая за происходящим, становятся зрителями. И именно гости, которые сидят на пуфиках и читают ленту в соцсетях, являются главными персонажами этого «интерактивного спектакля».

9

Лично вы всегда воспринимаете обыденные действия, например, мытье рук, с творческой точки зрения?

Мне кажется, ко всему в жизни нужно относиться творчески (Смеется). Но далеко не на все хватит энергии. Так устроен человеческий мозг: повседневные действия мы совершаем как бы на автомате. Если бы мы рефлексировали, пока завязываем шнурки, то с ума бы сошли, наверное. Потому мозг и экономит силы.

То есть обыденность перестает тяготить, когда мы ее осознаем?

Думаю, да. Знаете, недавно мы придумали упражнение: просыпаться с утра и осмысленно чистить зубы. Обдумывать каждое движение, осознавать последовательность действий, чувствовать пасту во рту. Иногда важно осмыслить свой автоматизм, чтобы по-новому посмотреть на себя. Обыденные действия каждый совершает по-разному в зависимости от характера. И это увлекательно.

7

Рядовые зрители используют выражение «современное искусство» как ругательство. Они просто не готовы к новому или это правда?

От подобного предвзятого отношения страдает не только современное искусство. С нашими спектаклями такое тоже, к сожалению, случается (Вздыхает). Увы, далеко не каждый готов принять мысль, что искусство – это встреча с неизвестным. Русское общество боится перемен… Надеюсь, что когда-нибудь наша страна будет готова принять современное искусство.

3

Фотографии: Иван Порохня

Фотография на превью предоставлена ММОМА.

Текст: Кристина Бесстрашнова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ