Иван Тузов: «Кому сейчас нужно, чтобы на руке было 5 пальцев?»

10 ноября 2015, 17:48

ARTIST TALK с Иваном Тузовым о том, почему страшно шутить над Путиным, зачем он украшал стразами асфальт и как смех скрывает отчаяние.

В рубрике ARTIST TALK питерский художник Иван Тузов, один из самых популярных членов арт-группы «Паразиты». Ироничные пиксельные и мозаичные карикатуры на политические темы изначально прославили автора в социальных сетях, а затем «как пирожки» стали раскупаться коллекционерами. Екатерина Фролова поговорила с Иваном Тузовым о том, почему он до сих пор не шутит над Путиным, зачем клеил стразы на дыры в асфальте и о роли юмора в осмыслении жизни.

Иван Тузов

Иван Тузов

Иван, однажды вы сказали: «Иногда я хочу высказаться на политическую тему, но не хочу использовать образ Путина. Поэтому беру образ Ленина — перерабатываю его и соотношу с современностью«. Почему Вам не интересен образ Путина? Вы боитесь, что тогда ваше искусство станет провакационно-политическим?

Да, боюсь получить реальный срок.

Получается что сегодняшняя политическая власть напрямую влияет на Ваше творчество. Насколько сильно вы реально опасаетесь какого-то давления на себя со стороны политических сил или, может, были уже инциденты?

Инцидентов не было, но создание образа пятой колонны, закрытие и погромы на выставках говорят, что любое инакомыслие не приветствуется и, если ты делаешь критические работы про власть и про Путина, что, в принципе, одно и то же, ты автоматически становишься национальным предателем. В зависимости от засвеченности в медиа на тебя оказывается давление. Если тебя не видно — тебя и не трогают. Возможно, до поры до времени.

Путина я не делаю еще потому, что до сих пор не смог нарисовать упрощенный вариант его лица, которое бы состояло из 30 пикселей — это среднее количество пикселей, необходимых для портрета моих персонажей. Делать голову сложную, многопиксельную и простое тело — не будет сочетаться. Возможно, с этим и связано, что я не мыслю его образом, не разыгрываю сценки с ним. Хотя сейчас я понимаю, что можно было бы сделать серию работ, «восхваляющую» его. Например: Путин, любящий детей и целующий их в животик. И сделать очередь из разных детей, стоящих за этим «даром свыше».

авт. Иван Тузов

Художник Иван Тузов

Вы не раз признавали, что за шуткой и мультяшностью скрываются «страшные политические реалии«. Зачем нужен этот юмор? Он помогает смириться с тем, что нам неподвластно, или, наоборот, отрезвляет от пассивности?

На любую политическую реалию, с которой я не согласен, я часто рефлексирую шуткой, так как для меня это самый действенный механизм осмыслить происходящее и как-то повлиять на мое окружение. Я не чувствую себя героем, который может с криком «ура» и открытым забралом бежать на окопы «врага», но у меня есть свое оружие, а именно ирония, которую я держу в «боевом» состоянии. Помимо юмора, есть в моем творчестве еще и доля грусти: ощущение того, что обычный человек не может повлиять на глобальные процессы, и мои персонажи лишний раз подтверждают, что история циклична.

Вы шутите на политические темы в своем творчестве. Политика ведь тонко пронизывает все сферы человеческой жизни, поэтому хочу спросить, есть ли для Вас «неприкосновенные» проблемы или ситуации, над которыми нельзя шутить?

Я стараюсь не шутить на религиозные темы, они мне не близки и я не хочу лезть в чужой «алтарь».

Шутить про религию сейчас вообще опасно, да и высказываться не в угоду сильно верующим. Учитывая погром выставки в Манеже православными «активистами«, как Вы думаете, возможно ли в России возникновение радикальных православных террористов?

Думаю, что тот вандализм, который был осуществлен в Манеже, — это одно из проявлений этого терроризма.

авт. Иван Тузов

Художник Иван Тузов

В газете «Коммерсант» ваши работы окрестили как «остроумие в духе Бэнкси«. Согласны вы с таким сравнением?

Передам Бэнкси, пусть посмеется. Если серьезно, то мне кажется, у меня из параллелей есть сходство с обычными демотиваторами и фотожабами из интернета, от Бэнкси я перенял, может, только емкость высказывания.

Меня заинтересовало, что Вы привлекли внимание галеристов и кураторов после того, как стали популярны в Facebook. Обычно люди современного искусства возносят себя над предпочтениями массовой аудитории, а Вы им, напротив, угодили, получается. Как Вы думаете, должно ли современное искусство стремиться быть понятным зрителю?

Современное искусство настолько разнообразно сейчас, что у него нет каких-то определенных границ, я изначально хотел, чтобы мои работы были «вирусными», и в этом плане я даже не достиг желаемого уровня массовости. Для меня важно мнение близких и людей, чьим мнением я дорожу, но мне также приятны и просто лайки моих подписчиков. В работах я стараюсь достигать максимальной простоты и ясности решения.

авт. Иван Тузов

Художник Иван Тузов

А разве «просто и ясно» — это в духе современного искусства? Вас не критикуют коллеги за такой подход?

Может быть по-разному. Искусство плюралистично. В совриске я занимаю свою нишу. У неё есть свои слабые стороны, но есть и плюсы. За то время, пока я функционирую как современный художник, появился ряд кураторов, с которыми я взаимодействую. Те кураторы, которым не близко, что я делаю, просто не работают со мной. В общем, я экспериментирую и делаю разные проекты с разной тематикой.

Мне очень понравилось, как вы сказали про свои пиксельные картинки: «При нашем течении жизни я делаю соответствующее «скоростное» искусство«. Вы считаете, что зрителю надо давать возможность быстрого потребления смыслов. Но не разучится ли он размышлять, искать и придумывать?

На самом деле я даже не всегда успеваю за событиями. В соцсетях обычно событие обсуждают день, ну, может, два, а мысли приходят вообще как захотят: иногда сразу, иногда на следующий день, а бывает, что и через неделю. Но я все равно делаю работу, мне это не сложно.

image (8)

Художник Иван Тузов

Вы заявляли, что аполитичны, но как это возможно, если вы создаете искусство, «пропитанное» насквозь политическими темами? Не зря же говорят, что если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой. Это взаимодействие и противостояние интересов, которые у Вас также есть, как у гражданина или художника. Я думаю, невозможно быть аполитичным и полностью нейтральным.

В моем творчестве много различных аспектов, помимо работ с политическими темами. Я делаю и социальные работы, и на гендерные темы, и другие. А насчет аполитичности, конечно, в моих работах есть работы с политическим подтекстом, я как гражданин реагирую на события, происходящие в моей стране.

Почему Вы делаете своих персонажей из минимального количества пикселей и намеренно лишаете их эмоций на лице?

На мой взгляд, это добавляет иронии в работу, так как персонажи кажутся такими, как ты себе их представишь. Это как смотреть на человека без очков: ты улавливаешь его контур, а остальное при желании фантазия сама дорисовывает, а минимум пикселей — да кому сейчас нужно, чтобы на руке было обязательно нарисовано 5 пальцев?

авт. Иван Тузов

Художник Иван Тузов

Салатовый фон на всех картинках считается Вашей «фишкой«, но почему Вы используете именно салатовый цвет?

Выбор изначально был спонтанным, но потом мне понравился мой зеленый и я сделал его основным. Это такой обволакивающий, успокаивающий цвет, отсылающий к советскому прошлому, к советским коммуналкам, к нашему «болоту».

Я так поняла, что относительно недавно Вы начали обыгрывать в своих картинках и проблемы семейной жизни? Любовь — это тоже политическая игра?

Я часто пою о том, о чем хочу. Была серия и про семью. Для меня эта тема была актуальна на тот момент, но сейчас мне интересны другие темы.

авт. Иван Тузов

Художник Иван Тузов

О семье у Вас была совсем небольшая серия, почему она так быстро потеряла свою актуальность для Вас?

Перегорел.

Увидела на Вашей странице в Facebook, что сейчас Вы делаете любопытный проект — украшаете стразиками дыры в асфальте с окурками, соски монументальных скульптур, водосточные трубы и стены, где облупилась краска. В чем идея и смысл этого проекта?

Для меня этот проект — исследование самого себя. Так получилось, что у меня случайно на руках оказалось много стразиков-наклеек. Это было летом, я много гулял по городу, и только что открылась выставка в музее стрит-арта с моим участием, и поэтому я думал о интервенциях в общественном пространстве. Так, постепенно у меня сформировалась идея о том, что можно стразами расставлять акценты в городской среде. Вот я и экспериментирую.

Когда я прочитала, что вы пару лет работали над анимацией мультфильма «Смешарики«, мне показалось, что было бы очень интересно «оживить» мультик или анимацию с коротким сюжетом Ваших пиксельных героев. Вы не рассматривали для себя такой путь развития?

Анимация — это совершенно другая специфика, картинка не всегда требует того, чтобы на основе ее создавали анимацию, это другое мышление, мышление именно движением. Я мыслю зачастую именно статичными картинками. Мне скорее интересна идея создания собственной компьютерной игры на основе моих персонажей. Надеюсь, мне удастся ее реализовать.

image (2)

Вы недавно вернулись из путешествия по Черногории, я тоже там была и мне кажется, что там почти каждый клочок земли пропитан историей. Достаточно суровой историей, которую ты любишь осмысливать. Поэтому очень интересно, привезли ли Вы для себя из этой поездки новые сюжеты или темы для осмысления?

Я знаю о их сложном историческом пути, но пока делаю серию работ с национальными черногорскими костюмами, и пока все. Сейчас мне интересна тема межличностных отношений, поэтому с ней в основном я и работаю.

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ