Все знают, что у любой картины есть два плана: передний и задний. Последний не всегда заслуженно называют абстрактным, всепоглощающим и безликим словом “фон”. Согласитесь, даже ассоциативно он представляется чем-то однотонным, спокойным, а главное, не значимым. А ведь существует масса картин, где задний план — это мастерски написанный пейзаж, полный важных деталей. Это не просто декорации для главного героя, это полноценный участник живописного повествования, который раскрывает и дополняет основной образ. Однако несколько долгих столетий он был на вторых ролях, а в XVII веке заполучил ведущую партию, став самостоятельным жанром — ведутой.
Название жанра происходит от итальянского veduta “вид”, поэтому картины, написанные в этом жанре, как зеркала — детально отражают повседневный городской пейзаж. Искусство ведуты в некотором смысле является экспериментальной живописью, потому что иногда такие картины писали в отсутствии объекта изображения. Пластичное сознание художника вызывало образы в памяти, воображении, и так появлялись архитектурные фантазии. Фантазийные ведуты почти всегда воспринимались как декорации для исторических или мифологических событий, человеческих действий. Реалистические ведуты, напротив, оставляли человека в стороне, и он являлся только частью художественного пространства.
XVIII век — период расцвета ведуты. Автором самых “правильных” был Лука Карлеварис — художник по призванию и математик в душе — он создавал свои работы по сценографическому принципу, использовал перспективу и цвет, чтобы верно концентрировать внимание зрителя. Современник Карлевариса, Каналетто был блестящим пейзажистом своего времени и “весь отдался рисованию городских пейзажей с натуры”. Оба они творили во время становления рационалистической живописи, поэтому все линии были четко выверенными, мазки — короткими, краски — прозрачными, а цвета — чистыми. Каналетто подходил к жанру ведуты очень серьезно: в своих работах он начал использовать цвет и перспективу для того, чтобы изображать чистые и точные образы.
По-своему уравновесить чрезмерную итальянскую архитектуру пытались также художники Боллотто, Гварди, Тьеполо… Художники Панини и Пиронези создали ряд излюбленных образов, тем и живописных приемов, к которым позднее обращались их соотечественники и мастера из других стран.
Прелесть работ художников XVIII века в том, что они совершенно разные: одни концентрируются на деталях, другие — на цвете, третьи — на эмоциональном наполнении. Все они вторят бурлящему переходному столетию. Однако позже, в XIX веке, научный подход к рисунку станет популярным и приведет к становлению археологизма: тщательной проработка и сухость изображения — верные спутники городского пейзажа этого столетия.
Проследить развитие жанра в рисунках разных эпох можно на выставке “Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков» в Третьяковской галерее, которая продлится до 27 июля. Представленные на экспозиции работы показывают все многообразие художественных подходов к изображению городского пейзажа: фантазийные пейзажи с руинами Перне, восхитительные акварели в форме тондо Тома де Томона, легкие карандашные наброски Тона, разноцветные акварели Сурикова и Врубеля, однотонные работы Атаяа — и это лишь малая часть. Кроме того, на выставке представлены московские пейзажи итальянских художников. Каждый рисунок уникален и полон деталей, которые хочется рассмотреть.