Итальянский футуризм

2 июля 2014, 15:00

«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости!».
Филиппо Таммазо Маринетти об искусстве будущего.

История футуризма началась с манифеста, опубликованного 20 февраля 1909 года во французском «Фигаро». Художественные принципы течения в документе изложил итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти; он стремился создать «формулу, которая отражала бы новый век». В поэзии этой формулой стал vers libre – свободный стих, позволяющий выражать ощущения свободно и динамично. А в живописи – совершенно новый стиль, воспевавший анархизм, машины, отвагу, шум и города, отрицание традиций прошлого и презрение к женщине.

Основы футуризма популяризировали Маринетти и его сподвижники в Италии. С помощью искусства поэт призывал к выражению «лихорадочной бессонницы» и «удара кулака», то есть это художественное движение обречено было стать резким. В мире больших скоростей, где оно зародилось, в единую композицию сливались все образы: толпа, фабрики, конные экипажи, первых машины…

Умберто Боччони Симультанные образы 1911

Умберто Боччони «Симультанные образы», 1911

Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты. Они выпустили более пятидесяти манифестов, относящихся к различным областям жизни: танец, литература, музыка, скульптура, политика и даже кухня. Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной». Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием.

В круг футуристов входили художники Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра, Джованни Папини, Фортунато Деперо, Арденго Соффичи  и Луиджи Руссоло. Основным принципом их живописи было стремление запечатлеть динамичную форму. Какими средствами? Художники, не боясь, использовали контрастные цвета, решительные мазки и «линии-силы» ‒ своеобразные направления цвета и формы. Некоторые живописцы так стремились показать все многообразие и динамику материи.

Маринетти и художники-футуристы путешествовали по Европе с выставками и публичными лекциями, тем самым привлекая на сторону художественного движения новых сторонников. Важное значение философия футуризма придавала культу силы, насилия и войны, поэтому многие художники после вступления Италии в первую мировую войну ушли на фронт. Вероятно, участие в военных действиях они расценивали как творческий порыв, а на войну, в целом, смотрели, как на музу.

Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. Широкий шаг футуризма сбавил темп: многие художники обратили свои творческие поиски в другую сторону. После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей. В 1922 новый политический режим начнет давить на это художественное течение, а в 1944 году футуризм погибнет.

В истории живописи футуризм –  яркая вспышка. Художественное наследие смелых приверженцев этого течения сейчас можно увидеть на выставке «Итальянский футуризм, 1909-1944: реконструируя Вселенную», которая проходит в нью-йоркском Гуггенхайме до 1 сентября 2014 года. Как видно, музей представляет течение в полном объеме: от начала существования и до конца. В экспозиции представлено около 375 работ выдающихся художников футуризма.

Джакомо Балла "Изучение уличного света"

Джакомо Балла «Изучение уличного света»

На этой выставке вас удивят работы Умберто Боччони. В некоторых из них очень ярко раскрывается главный образ футуризма – «клубящаяся» толпа. Его картины преисполнены энергии, иногда хаоса. Рассматривая их, можно заметить, как успешно работают решительные мазки кисти, передающие тотальное движение. Композиции часто представлены в беспорядке, они щедро заполнены светом – так художник стремился умышленно «затуманить» четкость образов.  Девиз Боччони: «Абсолютное движение».
Очаруют картины Джино Северини. Этот художник сделал парижскую жизнь неисчерпаемым источником тем. Особенное внимание он уделял изображению танца. Северини раскладывал реальность на составляющие и смело играл с цветами, оттого его полотна кажутся яркой и динамичной мозаикой. Он разбирает на составляющие каждое действующее лицо и заново складывает разноцветные кусочки, передает быстроту ритма и различные движения в одном моменте. Его главный принцип: «Контрасты форм и цветов».
Вас загипнотизируют картины Джакомо Балла. Он стремился писать «картину-сюрприз». Надо сказать, ему удавалось. Балла волшебно изображает свет – многогранно и очень дотошно. Более того, он стремиться запечатлеть не только свет, но и время! В этом художнику помогает фрагментарная композиция. Выглядят полотна, как стилизованные раскадровки.
Картины Карло Карра шокируют зрителя и увлекут. Этот художник известен своей пластичной манерой письма. Изображение динамично, как у всех живописцев-приверженцев футуризма, но на полотнах Карра, все кажется текучим, мягким, плавным и одновременно очень сильным. Причудливые плоскости проникают друг в друга, вызывают необычные ассоциации и воспоминания. Карра был очарован «вибрацией форм света, которые ассоциируются со звуками, шумами запахами…» и

Помимо картин, на выставке представлены эскизы, скульптуры и литература футуризма. Посмотреть действительно есть на что, поэтому, планируя путешествие в Нью-Йорк, обязательно загляните в музей Гуггенхайма.

Текст: Светлана Раскачаева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ