Марина Цветаева так писала о своем отце: «Отец в своем деле (как каждый любящий — в своем!)/был одинок. Но он этого не замечал — или миновал».
Многих ХХ век поражает своей неоднозначностью. Сложное время всегда порождает сложных, неординарных людей. Людей, искренне преданных своему делу, находящих в этом спасение, видящих в нем единственно смысл своей жизни. ХХ век оставил много имен, буквально он горел такими людьми. Делом кого-то становилось творчество, других же — просветительская и научная деятельность. И 12 сентября исполнился 101 год со дня смерти такого человека — Ивана Владимировича Цветаева — основателя ГМИИ им. Пушкина.
Каждому москвичу и гостям столицы известно здание на Волхонке с колоннами и фронтоном, которое так ясно вызывает в памяти картинки с постройками Древней Греции. А началось все — удивительно — всего лишь с желания улучшить студенческий кабинет с небольшим собранием древностей.
Иван Цветаев родился в 1847 году в семье сельского священника. Путь его к классическому отделению филологического факультета Петербургского университета вышел долгим: духовное училище, затем — семинария, после — Медико-хирургическая академия. В 1870 году он заканчивает университет доктором наук.
В 1889 он оказался в МГУ, послужившем отправной точкой для создания Пушкинского музея. К этому году Иван Цветаев уже поработал за границей, преподавал в университетах Киева и Варшавы, был директором Румянцевского музея, а в итоге стал профессором кафедры истории и теории искусств в МГУ. Тут-то и выяснилось, что студенты лишены наглядного материала: в наличии только Кабинет изящных искусств и древностей, да собрание его невелико, а помещение непригодно.
Ивана Цветаева знали как первоклассного специалиста; он активно пополнял фонды музеев новыми экспонатами, знал лучшие мастерские по отливке бронзовых и гипсовых слепков. Он сумел привлечь внимание к своему Кабинету. Задумка начиналась с простого желания дать своим студентам возможность увидеть своими глазами то, с чем они работают, а закончилось созданием музея.
В 1897 году он познакомился с хрустальным наследником Ю. С. Нечаевым-Мальцевым, ставшим главным финансовым покровителем музея. Он пожертвовал музею более 2 000 000 из 2 600 000 рублей. Но подобные случаи такого размаха щедрости были единичны, хоть и все строительство велось на частные пожертвования. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея.
Время было непростое, а отношение к строительству дай бог равнодушное: «Зачем музей? Сейчас нужны лаборатории, а не музеи, родильные дома, а не музеи, городские школы, а не музеи. Ничего! Пусть строят! Придет революция, и мы, вместо всех этих статуй, поставим койки. И парты. А что строят— ничего. Стены нам пригодятся». Сильно подкосил Цветаева и пожар 1904 года. Уже велась внутренняя отделка музея, туда постепенно свозили экспонаты, но пожар уничтожил 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра, Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев.
Пришлось Цветаеву столкнуться и с критикой своих коллег. Павел Муратов не одобрил того, что он собирает лишь слепки, но не оригиналы. Вопреки всем сложностям музей был открыт в 1912 году. Иван Цветаев стал его первым директором, а 12 сентября 1913 года он умер.
За судьбой одного человека стоит судьба эпохи. Сотни подобных Цветаеву выходцев из разночинной среды, просто и достойно служили своему отечеству. О деле своей жизни он говорил: «Просто осуществил свою давнишнюю мечту. Бог дал — и люди помогли».