«365» поговорил с создателем фестиваля театрального искусства и творчества Марией Гальпериной и выяснил, как визуальный театр спасает от преступников и помогает справиться с осенней депрессией.
Мария в этот день давала несколько интервью, и нам пришлось немного подождать на уютной веранде кафе, наслаждаясь первым осенним днем. Мария Гальперина пять лет назад основала фестиваль «Яркие люди», на котором все самое необычное из театрального мира выходит на улицы города. Если вы никогда не видели летающих людей и светящихся клоунов, то вы желанный гость на этом событии, которое состоится 10 и 11 сентября в Парке им. Горького. Это мероприятие исследует, есть ли пределы у человеческой фантазии, сколько ребячества осталось внутри взрослых и насколько случайный прохожий готов открыться незнакомцам.
В назначенное время мы вошли в кафе, где Мария только закончила предыдущее интервью. Несмотря на загруженное беседами утро, она выглядела бодрой и полной сил. Сразу привлекала внимание улыбка: широкая, искренняя, чарующая. Как только Мария освободилась, я подсела за ее столик и включила диктофон. Уже во время интервью она расскажет, что фестиваль «Яркие люди» — это международный семейный фестиваль театрального искусства и творчества. Он раскрывает интересную тему: безграничность творческой фантазии. Сбиваясь, очень эмоционально она добавила: «Мы работали совместно с прекрасными театральными коллективами, творческими студиями, кластерами, музеями, библиотеками — все это интегрировано в наше большое представление. Фестиваль — это мое любимейшее детище, в котором концентрируется столько счастья и возможностей творческой реализации для гостей…»
Фестиваль «Яркие люди»
Мария, насколько я знаю, визуальный театр в России совсем не развит. Почему?
Скорее всего, у властей не хватает времени заниматься уличным театром. Если говорить о Москве, где развивается огромное количество культурных организаций, этот факт не удивителен. Всю культурную жизнь столицы я рассматриваю только через «Ярких людей». Например, когда я смотрю спектакли, я невольно анализирую его с точки зрения режиссуры, сценографии и представляю, каким бы образом я воплотила эти приемы на своем фестивале.
Как вы думаете, почему визуальный театр так популярен в Европе?
Однажды там провели исследование, которое показало, что уличное искусство снижает уровень преступности. Это закономерно: когда есть повод улыбнуться, мысли нарушить закон не возникает. Франция, например, уловила эту связь, и власти сразу решили вложиться в визуальный театр. И, собственно, так государство взяло под свою опеку этот вид искусства. Но в какой-то момент случился взрыв театральной активности. Во Франции начали появляться новые труппы, представляющие театр в интерактивной форме. Они и сейчас достаточно успешны, даже гастролируют.
Как вы решили создать уличный театр в России?
Я заразилась этой идеей, когда училась в Европе и путешествовала. Мне безумно нравятся пространства, в которых люди могут почувствовать себя счастливыми, раскрепощаются и меняются в лучшую сторону. Уличный театр предполагает, что актер активно взаимодействует со зрителем, и они таким образом становятся единым целым. Конечно, в 2001 году Полунин делал подобную «Театральную олимпиаду» (двухмесячный театральный фестиваль в Москве, в котором участвовали коллективы из Литвы, Италии, Болгарии, Франции, Колумбии, Грузии, Швейцарии. В программу «Театральной олимпиады» входили русский и зарубежный, экспериментальный и уличный театры. — Прим. «365»). И, когда у меня возникла идея создания собственного визуального театра, мне захотелось воплотить этот замысел как пространство для безграничной фантазии. Теперь на нашем фестивале люди улыбаются и активно взаимодействуют с представлением. Я не видела ни одного человека, который бы прошел мимо торжества. Хотя бы на минутку, но прохожие задерживаются.
Фестиваль «Яркие люди»
Весной я посетила фестиваль «Твой шанс» в театре на Страстном, и там показывали любопытную версию спектакля «Трамвай «Желание»». Его подготовили сербские студенты, которые вместо сцены использовали батут, вместо реквизита — пульверизаторы с водой, периодически брызгая в зрителей… Порой действие больше напоминало перфоманс, чем обычный спектакль. Как вы думаете, могут ли подобные экспериментальные постановки поглотить традиционный театр?
Думаю, театр не исчезнет. Будут рождаться новые направления. Например, сейчас существует экспериментальное движение «синтетичности», что значит «слияние разных форм». В этом плане интересна Москва, дающая в последние пять лет плодородную почву для экспериментов. И это, безусловно, вызывает взрыв культурной жизни. Конечно, кому-то по душе классическое искусство, кто-то за эксперименты, но нельзя отрицать, что одно влияет на другое. Ваш рассказ тому подтверждение! В любом случае точки взаимодействия между классикой и модерном есть. Мы не можем развивать искусство в отрыве от того, как развиваются люди. Приведу в пример чтение журнала. Вы по первым строчкам, по заголовку, по шрифту сразу почувствуете, будете ли читать статью или нет. Так же и с фестивалями: вся важная информация о нем дойдет до сознания за полминуты, и вы поймете — остаться или уйти.
Как вы думаете, провокация полезна для зрителя?
Знаете, многие театры идут от противного. Они пытаются не привлечь зрителя, а напротив, оттолкнуть. Они не боятся вызывать негативные эмоции. Экспериментальные постановки многие люди находят безвкусными и бессмысленными. Но тем не менее отрицательные впечатления сильно влияют на нашу душу, откладываясь глубоко внутри и становясь частью культурного опыта.
А российский зритель готов к таким потрясениям?
Российский зритель прекрасный, эмоциональный и очень глубокий. Но мой фестиваль не про провокации, не про протестное искусство. Мой режиссерский замысел — это абсолютная сказка, в которой люди счастливы и открыты новым впечатлениям. Это тоже другая форма искусства. Я уверена, что всем людям нужно чудо. Они хотят подольше оставаться детьми и реализовываться в творчестве. Поэтому мы здесь.
Мы сегодня живем в суетливом мире, полном стресса.Скажите, в таких негативных условиях можно взрастить в себе талант?
В каждом из нас, безусловно, есть талант. Когда мы находим любимое занятие, то энергия начинает бить ключом, и талант просыпает. На фестивале «Яркие люди»гости погружаются в мир творчества. И когда они видят, как из простых деревяшек возводят произведения искусства, то, как минимум, радуются. А потом, и сами что-то придумывают.
Вообще уличные театры выезжали за пределы Москвы?
У нас был мини-фестиваль в Липецке и на Кудыкиной горе (парк развлечений в Липецкой области. — Прим. «365»). Сейчас нас пригласили на День города в Казахстан. Мы везем туда 150 артистов!
Чем отличается публика в Москве и других российских городах?
Все зрители отлично встречают уличный театр. Когда люди чувствуют искренность, то сразу идут навстречу. Представьте: горожанин хочет хорошо провести время на выходных, ему приходится залезать в интернет, искать какие-то события — это может быть долго и безрезультатно. Есть другой вариант: он выходит на улицу и неожиданно попадает на праздник, который проводится на свежем воздухе и увлекает своей энергичностью. А для маленьких городов, в которых нечасто что-то происходит, это еще более существенно. Такие зрители обычно не хотят отпускать артистов!
В этом году мы получили интересный опыт. Наши режиссеры делали спектакли в Нижнекамске с местными артистами. И последним приходилось буквально учиться работать с городским пространством. Но, когда у актеров получается играть в новых условиях, облик города заметно меняется, и его привлекательность повышается.
У всех артистов получалось влиться в уличный формат?
Нет. Некоторым актерам местных драматических театров приходилось ломать себя. Не на каждой репетиции все получалось. Конечно, в какие-то моменты актеры раскрепощались, но, когда на спектакль приезжали власти города, снова замыкались. Кто-то лучше с этим справился. Стоит сказать, актеры, которые играют в театре, не просто отрабатывают гонорары. Они каждый день ставят перед собой фантастическую цель – создать сказку. А это очень энергоемкий труд, тем более в Москве, где публика достаточно избалована. Но тем не менее результат уже пятый год подряд оправдывает затраченные усилия.
Фестиваль «Яркие люди»
Что ждет гостей фестиваля в этом году?
Этот фестиваль отличается от многих других уникальным контентом. Мы придумали новые спектакли вместе с другими театрами. В этом году мы впервые решили замахнуться на совместную постановку с французскими коллегами. Моя мечта – создать сказку в городе. Я сама придумала сюжет уличной постановки «Легенды ветра», которую зрители увидят 10 сентября. Мы посылали эту пьесу нашим коллегам, они одобрили, и пошло–поехало… Декорации нам создавал художник, который работал с разными Домами моды в Париже, поэтому вышло очень красиво. Полгода спектакль готовился под контролем французских коллег, которые работали с нашими мастерами и объясняли, что они от них хотят. Сейчас у нас последний этап репетиций. На фестивале наше цирковое–музыкальное–театральное шоу с диковинными объектами, парящими в воздухе, увидит свет. Горжусь, что мы смогли поднять такой проект.
Фотографии: Анастасия Белоносова