Художник, изобразивший время

2 марта 2015, 13:21

1 марта художник раннего Возрождения Сандро Боттичелли отметил бы свой 750-й день рождения. Большинству он известен как автор двух картин – «Весна» и «Рождение Венеры». Не забираясь в дебри истории искусства, мы развеем это заблуждение и докажем, что Боттичелли умел изображать время.

История наша начнётся не с Боттичелли – а с поэта Данте. В начале 15 века он написал самое известное своё произведение – «Божественную Комедию». Эта поэма до сих пор волнует умы учёных, по ней пишут дипломы и защищают диссертации. Даже не беря в расчёт тот факт, что Данте создал современный итальянский язык (итальянский Пушкин!), это произведение действительно знаковое для мировой литературы и искусства.

А Боттичелли первый эту поэму проиллюстрировал.

В конце 15 века художник увлекается поэзией Данте, одинокая судьба поэта, так схожая с его собственной судьбой, волнует художника. Он изучает богословские тексты, создаёт объёмные модели, чтобы лучше понимать пространство описываемых Данте локаций. Опираясь на текст поэмы, Боттичелли создал три тетради иллюстраций – для «Ада», «Чистилища» и «Рая» соответственно.

К юбилею художника мы перелистали «Божественную Комедию» и иллюстрации Боттичелли. И отметили несколько интересных фактов.

Боттичелли создал «Карту Ада», хотя это не было задумано Данте

Написано всё с такой степенью детализации, что при помощи лупы можно разглядеть, что фигурки на разных кругах ада даже жестикулируют по-разному. Можно бесконечно спорить о том, имеет ли ад физические размеры, но по крайней мере мы знаем как выглядел ад в представлении людей 15 века.

hell-map-big

L’Infernо

Фигурки главных героев – Данте и Вергилия – появляются в некоторых рисунках несколько раз

Это натолкнуло нас на любопытную мысль. А что, если художник попытался изобразить течение времени? Лучше всего обратиться к иллюстрации к песне 8 из части «Ад».

inf.8

Inferno VIII

Данте и Вергилий проплывают через подземную реку Стикс, где под водой вечно мучаются гневные и злые люди, «бессильно скрипя зубами». Данте оглядывается вокруг и видит человека, высовывающегося из воды. Этот человек (Филиппо Ардженти, личный враг Данте при жизни) пытается утащить Данте. Поэт зовёт на помощь, и Вергилий отталкивает Ардженти, а затем сразу обнимает Данте за шею. Это стремительное движение Боттичелли изобразил так, как если бы рисовал раскадровку мультфильма: Вергилий на одном и том же рисунке изображен дважды. Получилось, что у Вергилия несколько голов!

В аду действительно есть время!

Находим иллюстрацию к песне 28 из той же части. Это уже нижний слой Ада (чем ниже, тем серьёзней проступки при жизни. В самом низу, напомним, мучаются Иуда, Брут и Люцифер – предатели).

inf.28

Inferno XXVIII

 

Здесь наказываются зачинщики раздоров, они обречены вечно ходить по дну рва и рубить друг друга мечами – при этом, повреждённые участки тела тут же восстанавливаются и мучение продолжается.
Здесь центральная фигура – Бертрам де Борн (согласно легенде, он вызвал спор между английским королем Генрихом Вторым и его сыном). Его мучение – ходить по дну рва со своей отрубленной головой в руке. А в следующей иллюстрации к песне 29, Боттичелли изобразил мучающегося уже намного ближе к мосту. И в этом же рисунке он появляется снова – жуткая фигура с отрубленной головой уже за мостом, в то время как главные герои беседуют с другим персонажем.

inf.29

Inferno XXIX

Что это, как не попытка изобразить время?

Текст: Мария Давиденко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ