Гриша Брускин однажды сказал: «Мне интересно все: и люди, и бытие во всех его проявлениях. Но самое захватывающее, что дарит минуты настоящего счастья, — это дело, которым я занимаюсь. Оно определяет и стиль моего существования, и географию. А в результате становится самой жизнью!»
Основные темы его творчества:
Первая — уподобление мира всеобъемлющей книге, содержащей религиозные символы и мистические учения.
Вторая — социальная мифология советского периода.
«За что бы ни брался Брускин, за картину, шпалеру, фарфоровый сервиз или даже перформанс в соавторстве с перкуссионистом-концептуалистом Владимиром Тарасовым, неизменно выходит словарь», — пишет о нём журналист Анна Толстова.
Советское время для Брускина не было счастливым: все старания отстоять право на иное видение жизни были напрасны, общество и государство не понимали и не принимали его творчество, выставки запрещались с завидным постоянством. Но несмотря ни на что, он продолжал работать, в первую очередь для себя:
«В какой-то степени весь мой путь — отстаивание своей свободы. В советское время меня выгоняли из Союза художников, собирали товарищеский суд. Я приходил с картинами, мне говорили: «Читали ли вы вчера «Правду» ?» Я: «Нет». А мне: «Напрасно. Мир на грани войны, американцы потрясают оружием, а вы себе позволяете такое» ».
Известность пришла только в 43 года, когда Гриша принял участие в аукционе Sotheby`s 1988 в Москве. Из 6 представленных картин «Фундаментальный лексикон» стала самой известной и принесла признание в художественном сообществе.
Самым неожиданным и удивительным для художника стало то, что его работы были проданы за рекордную для того времени сумму 930 тысяч долларов. Стоит отметить, что даже тогда Брускина не интересовала материальная сторона признания:
«Деньги дают дополнительную свободу, а для меня, что особенно важно, — свободу осуществлять художественные проекты. Если у меня есть деньги — я ни от кого не завишу, могу вылепить 50 скульптур и отлить их в бронзе.
Но когда человек делает что-то только ради денег, в этот момент кончается искусство. Если бы на меня свалилось вдруг очень много денег? Скорее всего, продолжал бы жить, как живу. Ну, может быть — сейчас начну что-нибудь вещать про благородные цели,— собрал бы замечательную коллекцию картин художников моего круга и подарил бы достойному музею. Или вот еще, можно было бы потратить изрядную сумму на какой-нибудь дом для престарелых кошек. Люблю кошек. И собак люблю».
Вскоре Гришу Брускина приглашают в Америку на работу по культурному обмену, там он получает несколько предложений по реализации его давних проектов, почти сразу начинает сотрудничать с Мальборо на 57-й улице в Нью-Йорке. Он уходит с головой в творчество: его живопись становится более лаконичной, а картины появляются в известных американских музеях, таких как Музей современного искусства, еврейский музей в Нью-Йорке, в музеях Чикаго, Сан-Франциско.
В 2012 году он становится лауреатом Премии Кандинского в номинации «Проект года» за проект «Время «Ч»». Темой проекта стал миф о враге во всех его сущностях: враждебное государство, враг внутри себя, неизвестность, время, война, смерть.
«В проекте «Время «Ч»» я собрал страхи самого разного рода, которые сопровождают человека в течение всей жизни, — детские, взрослые, внешние, страхи подсознания… Может быть, в какой-то степени я избавляюсь от страхов, создавая подобные произведения. Люблю эти скульптуры, не хочу, чтобы они покидали мастерскую. Мне хорошо с ними. Настоящими детьми для меня являются вот эти штуки».
В 2015 году на Венецианской биеннале открылись сразу две выставки Гриши Брускина: проект «Коллекция археолога» показывается в бывшей церкви Св. Екатерины. Для этого проекта художник заранее изготовил гипсовые копии своих персонажей и разрушил их, обломки же отлил в бронзе и закопал.
Всё это было сделано для того, чтобы образовался естественный налёт, как на воссозданных исторических объектах.
«Я как бы сел в машину времени, уехал на многие тысячелетия вперед, когда жизнь умерла и снова возродилась на планете, и археолог будущего раскопал неизвестную странную цивилизацию. Я увидел эти раскопки, которые произвели на меня огромное впечатление, и я украл у будущего эту картину, привез сюда и показываю зрителям», — рассказывает художник.
Вторая выставка «Алефбет: алфавит памяти» открыта в музее Фонда Querini Stampalia. На выставке представлены пять гобеленов, точно повторяющих работы мастеров средневековья.
Значение любой фигуры на гобеленах можно узнать, воспользовавшись интерактивной панелью, здесь можно выбрать любого персонажа или знак и получить объяснение. Например, человек с головой льва, по замыслу художника, символизирует идею о перевоплощении душ, а обнявшаяся пара — это образ семейной жизни.
Вся жизнь Гриши Брускина связана с творчеством и искусством, он никогда не задумывался о славе, успехе, но уже больше 25 лет они сопутствуют художнику.
По его словам, никакого секрета в этом нет, самое главное любить то, что делаешь, а успех не имеет особого значения:
«Если успех уйдет — это никак не изменит моей жизни. Ну, будет меньше денег и почитателей. Я все равно встану и продолжу работать. Ведь жили же и работали в «совке» для горстки друзей и небесного музея».
Текст: Марина Рощина