Граффити: феномен уличной живописи

8 июля 2016, 19:12

9 июля в Парке искусств МУЗЕОН пройдет «Граффити – джэм», на котором уличные художники покажут зрителям творческий процесс создания рисунков на стене. В обществе до сих пор существует неоднозначный взгляд на природу граффити: является ли оно искусством, или же это чистой воды вандализм? Мы решили разобраться в феномене «настенных» рисунков, в чем нам помогли и художники Миша Most, Андрей Адно и Иван Найнти, которые непосредственно занимаются граффити.

граффити

Граффити – «нацарапанное» изображение

Прежде чем перейти к обсуждению феномена граффити, мы должны разобраться в его истоках. Откуда взялось это явление, и как оно стало превращаться в самобытный вид искусства?

В переводе с итальянского языка «граффити» — «нацарапанный». Это значит, что любое изображение или надпись, которую оставляют на поверхности, мы можем смело относить к граффити. Конечно, граффитчики явно не согласятся с тем, что они «нацарапывают» свои работы. Для них «граффити» — искусство со своей историей, особенностями и направлениями. Кстати, древние наскальные рисунки тоже являются неотъемлемой частью этого направления, поэтому история граффити, по сути, начинается еще на заре истории человечества. Привычку нацарапывания изображений и неприличных слов на стенах люди сохранили и с развитием цивилизации, правда, изображения постепенно уступили место надписям. Так, долгое время граффити оставалось в рамках нацарапанных изречений, вроде «Петя был здесь» в различных вариациях, которые воспринимались как вандализм. Хотя доподлинно известно, что надпись «рок» на стенах Собора Парижской Богоматери натолкнула Виктора Гюго на написание своего знаменитого романа. Так что можно сказать, что граффити вносило посильный вклад в развитие мировой культуры.

граффити2

В 50-е годы прошлого века создавались уже более серьезные рисунки, заключающие в себе протесты против существующей власти и выражающие мнение о происходящих событиях. После смерти знаменитого музыканта Чарли Паркера надпись «Bird Lives» стала встречаться на каждом углу Нью-Йорка. Отражением враждебного настроя молодежи против президента США Ричарда Никсона в 1970 году являлась надпись «Dick Nixon Before He Dicks You».

Тем не менее граффити долгое время оставалось именно в словесной форме и только в 70-е годы XX оно начало принимать современный изобразительный вид. Свое развитие граффити получило в Нью-Йорке, став составной частью культуры хип-хопа. В этот период многие граффитчики цитировали фразы из популярных песен, а продавцы сувениров активно навязывали изделия с символикой граффити туристам.

Граффити Bird lives

Граффити Bird lives, 1955

В СССР точкой отсчета возникновения граффити считается 1985 год. В это время брейк-данс становится одним из самых культовых танцев. В итоге, эти два направления переплелись в одну целостную концепцию: начали проходить различные break-фестивали с декорациями из граффити и выступлениями брейк-дансеров. Отечественные художники были так впечатлены американскими граффити, что стали создавать изображения и в российской действительности. Кстати, граффити больше прижилось в Калининграде и Прибалтике, потому что именно там аэрозоль стоил намного дешевле, чем в Москве. Выбор краски там был тоже намного богаче.

Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году

Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году

Совершенно новый этап в развитии граффити наступил в 2000-е. К этому времени направление обрело известность в большинстве стран мира и стало относительно легальным. Граффити стало использоваться в рекламных кампаниях, стало сюжетом кинофильмов и видеоигр. Американский художник Кит Харинг открыл даже собственный магазин, в котором выставлял на продажу свои работы.

Постепенно яркие надписи начали перерастать в нечто большее: стали сопровождаться полноценными красочными изображениями. Например, к двенадцатилетней годовщине трагической гибели Сергея Бодрова-младшего, граффити-команда из Витебска «HoodGraff» нарисовала на стене трансформаторной будки портрет актера в образе Данилы Багрова.

Граффити с изображением Сергея Бодрова-младшего

Граффити с изображением Сергея Бодрова-младшего

Конечно, нельзя говорить об истории граффити, не упомянув при этом британца Бэнкси. Он является наиболее известным представителем граффити-культуры, а также политическим активистом и независимым режиссером. Никто никогда не видел в лицо этого загадочного райтера, о нем ничего не известно за исключением того, что его фрески, инсталляции и картины уходят за большие суммы, а также считаются настоящими произведениями искусства, которые британцы ревностно оберегают. Бэнкси давно уже перестал быть простым граффитчикам, потому что его работы затрагивают социально значимые темы. Через свои самобытные работы художник заставляет задумываться над злободневными проблемами общества, а также поднимает темы антивоенного движения, анархизма и политической пропаганды. Бэнкси всегда находится в курсе происходящих в мире событий, так, он узнал, что школу в Бристоле решили переименовать в его честь, после чего благородно оставил свой рисунок на стене учебного заведения.

Знаменитые полицейские Бэнкси

Знаменитые полицейские Бэнкси

Каким бывает граффити?

В граффити есть свои стили и виды, о которых так же стоит рассказать. Первый вид – Writing, когда художники расписывают стены. Наверное, вы часто встречали яркие разукрашенные поверхности заборов, домов и других подходящих плоскостей? Это самый популярный вид граффити. Второй – Bombing. Поезд движется на большой скорости, а в это время граффитист, прикрепленный к нему, старается как можно скорее оставить свои символы на вагоне. В эти минуты важна скорость, о красоте и речи не может быть. Стиль Tagging представляет собой подпись райтера (которая представляет собой его ник. – Прим. «365»), выполненную в определенном стиле, но в одном цвете. Вы можете увидеть такие небольшие автографы с завитушками и кривыми линиями в электричках или вагонах метро. Последний стиль — Scratching является скорее приложением к граффити. Надписи рисуются точильным камнем на стекле, например, в транспорте. В этом виде граффити не получается красивых изображений, тем не менее он очень распространен. Хотя он и является своеобразным отражением тех самых наскальных рисунков, которые изображали внутри пещер наши предки.

Граффити вида Writing

Граффити вида Writing

Пример граффити Boombing

Пример граффити Bombing

В стилях, как оказалось, тоже есть большая разница. Хотя, обыватель вряд ли способен ее заметить. Например, Throw-up – стиль, в котором используется всего два цвета: один-для контура граффити, другой-для заливки, а в Blockbusters граффитисты воплощают все свои идеи в больших, широких буквах, обычно в одном цвете. Последний и, пожалуй, самый яркий и интересный стиль – Wild. Здесь используется несколько цветов с множеством переплетений и наложений букв друг на друга. Именно работая в этом стиле граффитисты создают настоящие прекрасные шедевры.

Кстати, следует обратить внимание и на стили подписей авторов. Их шрифт всегда особенно стилизован и представляет собой уникальный логотип, который называется «тегом». Конечно, первые райтеры ставили вполне простые тэги, но в наше время любой уважающий себя уличный художник постигает мастерство граффити именно с создания уникальной подписи. Сейчас уже существуют самые разные каллиграфические стили тегов. Так, райтеры добавляют к своим подписям звездочки, росчерки и иные элементы дизайна. Какие-то из этих элементов дизайна носили свой скрытый смысл, понятный только для «своих».

Граффити-теги

Граффити-теги

Если в граффити такое разнообразие стилей и различных нюансов создания изображений, то где научиться этому мастерству? Оказывается, граффити посвящено множество фильмов и книг. Например, документальный фильм «Война стилей» — рассказывает о соперничестве стилей. Однако, самой достоверной картиной о граффити считается фильм Стэни Латана «Beat Street». Есть у граффитчиков и своеобразная библия – книга Генри Чэлфанта «Subway Art» о своеобразии каждого из стилей.

Граффити – неотъемлемая часть города и мощнейшее направление в искусстве

Наш корреспондент поговорил с несколькими известными российскими райтерами, которые рассказали о природе граффити и его месте в современном мире искусства.

Misha Most: «Я считаю, что субкультура граффити никогда не ставила перед собой целей — повлиять на какие-либо политические события, например. Скорее, истинная цель граффити – протест против обыденности, системного образа жизни обычного человека. Граффити является прародителем еще одного направления – стрит-арта (направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. – Прим. «365»).

Многие люди воспринимают субкультуру граффити как вандализм, по сути, так оно и есть. Однако, это не мешает размещаться работам в этом жанре в галереях и даже музеях. Постепенно граффити становится полноценным видом искусства».

Граффити Миши Most в Белграде из серии «Персонажи» — коллективный портрет тысяч людей, наших современников, которые никогда не встретятся в реальной жизни, но знают друг о друге благодаря СМИ, телевидению и соцсетям

Граффити Миши Most в Белграде из серии «Персонажи».

Andrey Adno: «Граффити и стрит-арт сейчас являются неотъемлемой частью города и мощнейшим направлением в искусстве. Они отражаются буквально во всем: в музыке, моде, архитектуре. Многие против того, чтобы граффитисты проявляли свое творчество на стенах домов, транспорте. Однако, если стритарт станет качественным, люди начнут воспринимать это как данность.

Мы такие же, как и все, уже давно прошло то время разделений людей на субкультуры. Современный человек должен иметь широкий кругозор: путешествовать, общаться с разными людьми, быть свободным от предрассудков.

Например, я нахожу вдохновение в самых неожиданных местах. Например, меня может увлечь обычная облезлая стена или организация витрин со стройматериалами или мебелью в крупных компаниях. Помимо настенных рисунков, я создаю еще и скульптуры. Думаю, что стритарт еще долго будет популярен. Скоро работы уличных художников будут продаваться за миллионы долларов».

Андрей Адно "Просто Мария" Фестиваль - Aarhus Art Convention Дания. г.Орхус

Андрей Адно «Просто Мария». Фестиваль — Aarhus Art Convention, Дания, г.Орхус

Иван Найнти: «В граффити не только важен вопрос: для чего? Но еще и нужно знать: Как? Процесс создания граффити и его конечный результат — отражение сущности художника. Для меня граффити не является полноценным искусством, потому что здесь твое творчество замыкается в определенные рамки.

Если человек хочет научиться рисовать в этом жанре, нужно прежде изучить субкультуру, а потом отправлять на улицы творить. Мы тоже стараемся помочь «новичкам». Например, совсем недавно в Москве Дима Аске прочитал курс лекций, благодаря которым многие начали свой творческий путь. Однако, граффити уже теряет свою популярность, теперь оно становится инструментом рекламы».

Граффити Ивана Найнти

Является ли граффити искусством? На этот вопрос не могут дать ответ и сами художники. Конечно, основная проблема негодования граждан и властей заключается в том, что место расположения таких произведений — общественные сооружения или транспорт, порча которых незаконна. Поэтому и возникает программирование стереотипов: граффити – это плохо. Однако, художники имеют возможность теперь организовывать граффити-выставки, на которых и показывают свое мастерство. Только познакомившись с этой субкультурой, мы сможем решить для себя: соответствует ли граффити нашему понимаю значения слова «искусство» или нет.

Текст: Виктория Французова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ