Художник Fuzi: «Я – художник, мое дело – создавать уникальные вещи для каждого»

23 мая 2016, 17:55

С 19 по 21 мая в рамках десятилетнего юбилея Faces&Laces Москву посетил Fuzi, андеграундный художник, граффитчик и татуировщик из Франции. За три дня пребывания в столице он создал масштабную работу на территории бывшей типографии газеты «Правда» и набил татуировки всем желающим. В интервью «365» Fuzi рассказал о своих граффити, вдохновении и работе с людьми.

В конце 80-х и начале 90-х годов Fuzi, как и многие, увлекался хип-хоп культурой и граффити. Сначала он вместе с друзьями создал команду UV (Ultra Violent), и несколько лет они разрисовывали Парижское метро и пригородные поезда. Позже Fuzi влился в другую граффити-команду The Pshychopath Killaz.

Но Fuzi не остановился на этом и стал двигаться дальше. Он получил мировое признание и сформировал свой стиль, который сам определяет как ignorant, то есть равнодушный. Сейчас он все еще занимается граффити, но помимо этого набивает татуировки и ведет собственный бренд Ignorant People. Среди его клиентов Скарлетт Йоханссон, известный дуэт братьев-граффитчиков Os Gêmeos, один из лучших французских электро-музыкантов Kavinsky и многие другие.

Во многих интервью ты много говорил о том, что повлияло на твои работы, на твой стиль. Меняется ли он как-то со временем?

Я всегда старался делать все в одной манере, но, оглядываясь назад, я могу сказать, что все-таки мой стиль немного деформировался. Менялась моя жизнь, поэтому менялся и стиль. Но это все равно я, понимаете? Для меня всегда было важно выразить в своих работах себя, показать свое видение — это не изменилось и не изменится.

Fuzi во время интервью с "365"

Fuzi во время интервью с «365»

Трудно было учиться делать татуировки самому? Или ты всегда на уровне подсознания знал, как и что следует делать?

То, что я всему научился сам – это действительно важно. С одной стороны, я стараюсь избегать чьего-то влияния, конечно. С другой стороны, мое творчество проходит под влиянием всего окружающего, но я стараюсь сохранять что-то действительно свое. Татуировки, граффити — всему я научился сам, такой путь я выбрал с самого начала. Когда кто-то сидит рядом и учит тебя, как и что надо делать, — это уже не то, это не будет действительно твоим, это будет сделано за кем-то, не индивидуально.

Когда пару лет назад ты впервые приехал в Россию, ты рассказывал, что граффити и татуировки воспринимаются здесь иначе, в более негативном ключе. Как думаешь поменялось ли отношение за это время?

Это мой уже третий визит в Россию, и мне кажется, что постепенно она движется за остальным миром. Молодое поколение сейчас становится во главе общества, поэтому отношение к андеграундным культурам становится более лояльным. К тому же, интернет объединяет весь мир в большую паутину, поэтому сейчас уже нет видимой разницы между отношением к татуировкам и граффити в России и в остальном мире, это сглаживается. Эта культура становится общемировой. Для меня нет разницы кому делать тату — русскому парню или американцу, или может мексиканцу.

Во время забивки татуировки в Москве

Во время забивки татуировки в Москве

Расскажи о граффити, которое ты нарисовал в Москве в этой поездке. Какой посыл, о чем оно должно сообщить людям?

Ребята с Faces&Laces пригласили меня, чтобы вместе с другим граффити-художником Rambo мы разрисовали большую стену в центре городской культуры – на бывшей территории газеты «Правда». Это было круто, вообще-то. В нем нет определенного посыла, мое искусство оно не в том, чтобы донести что-то, оно скорее заключается в выражении меня как художника. Мои граффити – это не призыв и не способ влияния. Мои работы нужно прочувствовать.

Многие люди недовольны, когда молодые художники-граффитчики оставляют на каждой стене свое имя или инициалы, мол, это не искусство вовсе, искусство — когда красивая картинка, а как считаешь ты? Ведь если работу не подписывать, то твое имя так и не будет на слуху.

Мне кажется, что граффити не должно быть именно искусством в общепринятом плане, не следует его так воспринимать. Оно должно служить, прежде всего, выражением тебя как человека. Некоторые просто пишут слова, фразы, но это выглядит действительно круто. Кто же таким образом рекламирует себя или что-то еще, старается сделать деньги, вот тогда это полная ерунда. Граффити — это что-то анти-городское, это словно протест, брошенный городу, здесь нет места рекламе и воплям «смотрите, я делаю искусство!» Для меня искусство — просто обозначение, кому-то нравится яркий, витиеватый рисунок, а я пройду мимо и не замечу его. Для меня искусство — это именно ощущение, впечатление, которое возникает, когда я смотрю на чью-то работу, будь то рисунок или просто надпись — мне может это понравиться. Вандализм для меня тоже искусство в какой-то мере. Нужно помнить, что иногда важнее что-то, что нельзя продать, чем то, что продается.

POETIC JUSTICE in Russia with @facesandlaces ? @mesr

A photo posted by @fuziuvtpk on

Твои татуировки — продолжение твоих граффити работ? Вдохновлены они одними темами или же все-таки разными?

Все вдохновение идет из моего прошлого, из моей молодости. Но в то же время оно претерпело изменения, выросло вместе со мной. Вдохновение для тату во многом приходит из моих граффити работ, вообще из моей жизни как уличного художника. Я рисую граффити уже 25 лет и до сих пор продолжаю — прошлой ночью мы с одним художником как раз закончили рисунок. Это уже что-то внутри меня, от чего я не смогу уйти, даже не только в манере моих работ, но и в моей манере мыслить.

Есть ли какая-то разница — делать татуировки для обычных людей и для известных?

Для меня нет никакой разницы. То есть они приходят, мы обсуждаем рисунок, они говорят, что им нравится, и мы делаем тату. Все так же, как и с любым другим человеком. Единственное и самое важное отличие, что татуировка на знаменитости растиражируется, станет всем известна, появится ее фотография в Instagram, и все ее будут обсуждать.

Бывали ли случаи, что заказчику не нравилась работа? Или все знают, на что они идут, приходя к тебе за рисунком?

Когда человек приходит ко мне за тату, он уже знает, что это будет мой стиль, мое видение. Когда я только начинал свой путь, то старался сделать это искусством. Ты приходишь ко мне, я делаю тебе уникальный рисунок, который будет только для тебя, я больше не повторю его на ком-то, и в то же время это будет целиком и полностью мой стиль. Я свободен в выборе рисунка. Таков уговор, и люди понимают это. Сейчас сложилась такая ситуация, что многие мастера просто берут картинку и рисуют ее для 1000 разных людей — я так не работаю. Я — художник, мое дело — создавать уникальные вещи для каждого. Я думаю, что это как раз то, что привлекает людей в моем творчестве. Никто не приходит ко мне за чем-то скучным, допустим, за русалочкой.

Ты говорил, что стараешься избегать мейнстрима, что сердечки/солнышки/знаки бесконечности — это все не к тебе. Сейчас многие особо не заботятся о самом рисунке, интернет завален копиями чьих-то тату, все набивают одно и то же. Не считаешь ли ты, что татуировка стала сама по себе мейнстримом?

Сейчас набить татуировку легко — словно купить пару кроссовок. Многие действительно повторяются. Но я принимаю это так: «Окей, есть и такие люди, кто хочет повторить за любимой звездой и стать, как кто-нибудь из телека». Но они и приходят за такими рисунками в обычные и мейнстримные тату-студии. Все мои клиенты — они не такие, они хотят что-то уникальное, хотят разделить со мной ощущения от процесса: и для меня, и для них это важно.

Ты не бьешь татуировки в тату-студиях, зато бьешь их дома или в метро. Почему?

С самого начала мне хотелось, чтобы татуировка была не просто рисунком на теле, мне хотелось сделать из этого некий перфоманс, отсюда и родилась идея делать тату в тоннелях под землей, на крышах домов, в галереях. Недавно бил татуировки прямо в отеле. Для меня тату — это не просто механическое нанесение краски, это именно творческий процесс, ощущения от которого я могу разделить с заказчиком. Если я когда-нибудь бы и стал работать в тату-студии, скорее всего, это была бы не просто студия, а больше концептуальное место, какое-то арт-пространство.

Ты запустил собственный бренд Ignorant People. Расскажи о нем немного. Почему вообще ты решил создать собственную марку?

Знаете, я всегда заинтересован делать что-то новое, пробовать что-то новое. К тому же мне нравятся вещи, удобная одежда, здорово, что я смог запустить свою марку. Как в мире тату, когда я пришел и сломал стереотипы, привнес в это свое видение, сейчас я хочу то же самое сделать и со своим брендом в культуре и моде. Он для тех людей, которые хотят иметь частичку Fuzi, но не хотят, чтобы она осталась на всю жизнь как тату, тогда они могут купить книгу или футболку.

Из всех твоих татуировок есть какая-то самая любимая? Если бы ты мог оставить только одну на своем теле, какую бы ты выбрал?

Каждая последняя тату становится любимицей. Потому что кажется, что она самая продуманная, и идея рисунка воплощена наиболее полно. Из татуировок на моем теле я не могу выделить какую-то одну. Они не то, что любимые или нет, они — часть моей жизни, часть меня. Они все набиты в разные периоды моей жизни, под влиянием разных событий, разного настроения, поэтому каждая важна мне по своему.

Я вот хочу себе татуировку, но никак не решусь. Можешь дать какой-то совет для того, кто хочет сделать свое первое тату?

Наверное, мой совет будет таким: не заморачиваться и не думать слишком долго, не делать из татуировки целое эпохальное событие. Если чувствуешь, что это твое, нравится рисунок, нужное настроение — тогда бьешь. Не надо пытаться повторить за кем-то, просто оставайся собой и выбирай, что тебе нравится.

Беседовали: Столярова Софья, Тихонова Александра

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ