До появления Музея изящных искусств имени императора Александра III, именно так первоначально назывался музей, украшающий сейчас улицу Волхонку, в России не было таких культурных заведений, к которым мы привыкли в наше время. Они, в большинстве случаев, представляли собой темные небольшие помещения, первоначально предназначавшиеся для иных целей, и содержали частные коллекции, с которыми мог ознакомиться далеко не каждый желающий.
Идея строительства первого художественно-образовательного общедоступного музея начала активно обсуждаться в начале XIX века, но неоднократно сталкивалась с проблемой, касающейся денежных средств, необходимых для её осуществления. Многие видные деятели того времени, такие как профессор Карл Карлович Гёрц (в 1858 году), княгиня Зинаида Александровна Волконская (в 1831), член государственного совета Николай Васильевич Исаков (в 1864), поднимали данный вопрос в печати. Но лишь к концу века были предприняты действия, приблизившие идею к её реализации.
По результатам конкурса на лучший проект здания будущего музея, проведенном в 1896 году, главным архитектором «храма искусств» стал Роман Иванович Клейн.
Роман Иванович Клейн
Благодаря ему в самом центре Москвы можно увидеть яркий пример античной архитектуры, и еще до входа в музей начать знакомство с древностью, обратив внимание на ионическую колоннаду по фасаду, пропорциональные линии, белый мрамор, – гармонию, которая окутывает всё здание.
Семья императора Николая II в день открытия ГМИИ
Интересно, что первоначально никакого освещения, помимо естественного, не планировалось, отсюда стеклянная кровля, спроектированная русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым.
Основателем и первым директором музея был профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, экспонатами которого были античные вазы, нумизматическая коллекция, слепки с античной скульптуры и ценные книги. Кабинет представлял собой учебно-вспомогательное публичное хранилище копий с классических произведений мирового искусства. Благодаря пожертвованиям и спонсированию, коллекция все время росла; была принята научная программа, заключающаяся в ознакомлении с основными этапами истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI в.).
Иван Владимирович Цветаев
31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени Александра III, получивший свое название по просьбе В.А. Алексеевой, сделавшей крупное пожертвование музею, открыл двери для своих первых посетителей. Музей сразу стал очень популярным, одним из любимых мест многих студентов, преподавателей и художников.
Создание Итальянского дворика ГМИИ
Музей много раз был переименован: с 1919 года ценители прекрасного посещали Музей изящных искусств при Московском Государственном университете, с 1924 года – Государственный Музей изобразительных искусств, а с 1937 года музею было присвоено нынешнее название.
Музей неоднократно сталкивался с трудностями. В годы Великой Отечественной войны значительно пострадало главное здание – три года храм искусств находился под открытым небом. Сегодня, внимательно изучив южный фасад здания, можно увидеть последствия бомбардировки, произошедшей 14 октября 1941 года. В сталинские времена в залах музея была организована «Выставка подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти политика ГМИИ вернулся к своей профильной деятельности.
В настоящее время посетить Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина может любой желающий. Экспозиционное пространство музейного комплекса поражает своими объемами:
При посещении Главного здания, можно узнать много интересного из истории таинственного Древнего Египта, культуры и нравов Античности, полюбоваться европейской живописью VIII-XVIII в, совершить путешествие в Этрурию, Византию, Италию. Как и было задумано основателем музея И. В. Цветаевым, экспонаты знакомят посетителей с этапами развития культуры разных народов, а интерьер каждого зала способствует полному погружению в историю.
Залы музея «Греческий дворик», в котором трехуровневая структура характеризует архитектуру Афинского Акрополя, и «Итальянский дворик», повторяющий внутренний двор старейшего здания Флоренции – Барджелло (итал. Bargello), яркие тому доказательства.
Музей личных коллекций начал свою работу с 1994 года, по инициативе московского коллекционера-искусствоведа И.С. Зильберштейна. На данный момент, в 23 экспозиционных залах представлены коллекции, поступившие в музей от преданных ценителей искусства. В Учебном художественном музее имени И.В. Цветаева проходят студенческие занятия, а в семи залах вниманию экскурсантов представлены слепки и копии с памятников искусства, хранящихся в музеях по всему миру. Посетив Мемориальную квартиру Святослава Рихтера, можно узнать не только биографию композитора, но и услышать его произведения в исполнении талантливых музыкантов.
Фестиваль «Январские вечера» в ГМИИ
Помимо постоянной экспозиции, в музее проводятся временные выставки, концерты и лекции. Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.
Президент ГМИИ Ирина Александровна Антонова
Текст: Дарья Солодовникова