С 16 июля по 19 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге проходит выставка одного из самых ярких представителей неоэкспрессионизма — Георга Базелица. Стиль работы художника непрерывно менялся в течение его творческой жизни. В 2004 году был снят документальный фильм о Базелице (его можно посмотреть на выставке, но идет он на немецком). Это фильм-комментарий к интервью 1987 года. Темой его послужило развитие немецкой живописи — именно в ней Базелиц видит истоки своего искусства. О своих же работах последних лет художник говорит:«Все изменилось! Больше нет агрессии, нет голода, нет сигар!» Действительно, начало его творчества было признанно скандальным и провокационным. На картинах он изображал фигуры в эксгибиционистских позах, после этого картины «Большая ночь в бадье» и «Обнаженный человек» (обе — 1963 года) были запрещены к демонстрации как непристойные. Тогда художник даже предстал перед судом.
Неповторимой манере Базелица свойственны черты неоэксперессионизма, направления, к которому причисляют художника. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам. Также Базелиц входит в движение «Новых диких». Это течение немецкого постмодернизма, оно очень эмоционально, часто живопись этого направления сложно отделить от граффити. Именно таковы работы Базелица и таковой стиль сохраняется до сих пор. Выставку открывает картина «Орнаменталь» ( 2005 г., холст, масло). По яркости и насыщенности красок работу можно сравнить с колоритом Анри Матисса. Работам «Новых диких» вообще свойственна аппеляция к фовизму. Фовистов они обозначают как «Старых диких».
Апогей творчества художника — шестидесятые годы. Тогда появляются его «фрактурные картины». На них фигуры людей и предметы разделены, примером может служить картина «Художник в плаще» (1966 г.). Базелиц стремится к живописи, которая может служить сама себе, где значения были бы не важны и не читаемы, не нужна передача содержания. Лозунг художника: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». Так появляются картины «вниз головой», которые становятся визитной карточкой художника. Переворачивая изображение, Базелиц как бы менял пространство картины. По мнению мастера, этот творческий метод является «лучшим способом освободить изображение от содержания и обратиться к живописи как к таковой». Поэтична монохромная картина «Лес вниз головой» (2006), в ней поворачивая изображение на 180 градусов, художник полностью отказывается от содержательных аспектов живописи. Штрихи скупы и выразительны. Траектория наложения красок показывает, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси».
Художник использует различные техники — это и масло, и тушь, и акварель. «Моя новая кепка»( 2002 г.) выполнена в технике линогравюры. Этот способ гравирования на линолеуме возник в XIX – XX веках. Впервые был применен художниками немецкой группы «Мост» в 1905 году. Базелиц продолжает их традиции, предлагая черно-белый вариант линогравюры.
На выставке не представлены скульптуры Базелица, но они, безусловно, заслуживают внимания. Скульптурой мастер стал заниматься довольно поздно, первая работа — «Модель для скульптуры», — была выставлена в 1980 году на Венецианской биеннале. Скульптура была выполнена из дерева и раскрашена. Как и своими полотнами, Базелиц поражал зрителей и своими скульптурами. Из воспоминаний посетителей выставки: «Не то сидящая, не то лежащая фигура, грубо вырубленная из куска дерева и экспрессивно раскрашенная красными и чёрными пятнами, поражала своей брутальностью и всяким отсутствием гармонии. Ошеломлённым посетителям немецкого павильона она казалась находкой, привезённой из экспедиции, происходящей не то из прошлого, не то из будущего». Базелиц работал топором и пилой без предварительных эскизов. В скульптуре еще в большей степени, чем в живописи, проявился экспрессионизм мастера. Базелиц собирал африканские скульптуры, и это отразилось на его работах. Торсы, выполненные в 1980-х годах, очень архаичны, на них вырублены орнаментальные рисунки, выражения лиц застывшие. Яркой работой 1990-х годов является скульптурная группа «Дрезденские женщины», единственная обладающая гражданской тематикой. В ней художник обращается к бомбежкам Дрездена. В этой серии также отразилось влияние африканского искусства, у женщин непропорционально длинные шеи. В 2000-е года Базелиц создает также интересные работы, вдохновленные образами романской скульптуры.
Особое место в творчестве Базелица занимают изображения ног, и это не случайно. Вдохновением послужила фотография Эдварда Мунка, который запечатлен в мастерской в Экели, где срез снимка не позволяет видеть его ноги. Базелиц решил самостоятельно додумать изображение. «Ноги — это мой способ заземления… Он служит мне лучше любой антенны», — заявляет художник.
Интерес для русского зрителя представляют зарисовки из советской истории. «Дочь советской Киргизии» и «Ленин в Смольном в 1917 году», перевернутые и кричаще яркие, выглядят крайне провокационно. Всем своим видом они противостоят советскому искусству.
Работы Базелица коммерчески успешны, немецкий мастер один из самых дорогих ныне живущих художников. Первые ретроспективные выставки прошли уже в 1976 году в Берне, Кельне и Мюнхене. В XXI веке художник выставлялся на смотрах «Монументальные акварели» в музее Альбертина (Вена, 2003), «Ремикс» в Пинакотеке (Мюнхен, 2006), «Русские картины» в Музее современного искусства (Сеул, 2007).
Текст: Анна Кожеурова