Он всегда жил на высоких скоростях. Влад Мамышев родился в 1969 году в Ленинграде. Его детство во многом определило дальнейшую судьбу. В литературной школе, откуда его в итоге исключили, он рисовал и распространял скетчи на членов политбюро. Как показало время, бороться с системой художник не переставал до конца своих дней. В одном из своих интервью он как-то сказал, что его мама всегда хотела родить дочь и назвать ее Машей. Будучи беременной, она просила всех родственников и друзей дарить вещи для ее будущей принцессы. А родился Влад. С улыбкой он признавался, что в нежном возрасте его не раз рядили в девичьи платьишки. Тогда еще никто не знал, что именно перевоплощение в женские образы принесет ему такую известность. Начало карьеры Владислава Мамышева совпало с началом перестройки. В 1969 году он вступил в творческую группу «Новые художники», где началось его сотрудничество с Тимуром Новиковым. Компания этих молодых людей олицетворяла собой новый русский авангард. Именно тогда, во время вернисажей и выставок, художник стал пробовать себя в качестве драг-квин.
В 1989 году его главным проектом стало «Пиратское телевидение», к работе над которым он приступил совместно с Тимуром Новиковым и Юрисом Лесником. И опять – попытка ухода из-под тоталитарного контроля государственной машины. Все женские образы в сюжетах зрителю были представлены Мамышевым, а королевой его предпочтений стала Мэрилин Монро. Благодаря этому возник псевдоним «Монро», а к навеки фамилии добавилась одноименная приставка.
Несмотря на свое эпатажное поведение, Влад Монро был очень светлым и добрым человеком. Перевоплощение в неожиданные образы для него всегда были игрой с глубоким смыслом. К любому персонажу он относился с сочувствием. Он мог испытать чувство жалости к Бен Ладену, сетуя на его проблемы со здоровьем, и пожалеть Гитлера в нелепых попытках произвести впечатление на женщин. Художник объяснял: «Я, честно говоря, не хочу, чтобы вы подумали, что я притворяюсь…Это искренне совершенно, такая жизненная позиция: я всех люблю. В каждом из нас есть частичка и того же Гитлера, и той же Монро. Просто в них наиболее ярко проявились какие-то качества. У каждого – свое…».
Свет, идущий из сердца Мамышева-Монро, проливался на все вокруг. Это отмечали все, с кем ему когда-либо приходилось общаться или работать. Друг короля перфоманса, Артемий Троицкий, пытавшийся разгадать тайну его гибели, писал: «Владик был абсолютно великолепным: удивительный художник, артист и добрейший, беззащитный человек. Я знавал множество эксцентриков, фриков, денди, юродивых в диапазоне от Киркорова до Мамонова и от Кулика до Сафронова — но ни один из них не стал таким законченным и безупречным «живым арт-объектом», как Монро. Притом совершенно органичным, без всякой позы и натужного лицедейства. Он любил и умел шокировать, но оставался при этом наивным и лучезарным…» Таким Монро представал не только в жизни, но и в работе. В 2004 году на телеканале РЕН ТВ в рамках еженедельной программы Троицкого «Признаки жизни» он вел авторскую рубрику «Розовый блок». В 2006 году он создал ремейк фильма 1983 года «Волга-волга» (музыкальной комедии Григория Александрова), где главную роль исполнила Любовь Орлова.
Проект Мамышева-Монро не был издевательством над классикой – его главной целью был акцент на политическом значения картины. Задумка автора воплотилась в приставлении своей головы, большой и неуклюжей в масштабе кадра, к телу Орловой. Для художника государство воплощало абсолютное зло. Желание идти в обход привычному и дозволенному, казалось бы, уживалось в Мамышеве-Монро с полным внутренним пацифизмом. Он был против применения физической силы и вовсе старался избегать открытых конфликтов. Однако, его имя все-равно мелькало в нескольких громких скандалах. Его судили за хранение героина, обвиняли в разжигании национальной и религиозной розни. В свое время его называли главным виновников пожара в квартире дочери Бориса Березовского.
Его гибель таит в себе не меньше загадок, чем его большая душа. Он оставил после себя сотни картин, ролей, образов, но главное – потрясающее по своей глубине отношение к жизни. В интервью телеканалу «Дождь» он сказал: «Я путешествовал по Камбодже, и как раз в это время умирал Литвиненко. Его показывали по всем новостям. И я подумал, как бы сделать fashion-шоу, будто я — лысый, с трубочками, как усы у Дали, в пижаме. И купил там на рынке много разных пижамок, идеальных для этого шоу. Тогда одна девочка мне сказала: «На себе не показывают.» Восприятие окружающего мира Владислава Мамышева-Монро было поистине удивительным.