Луиза Буржуа — американский скульптор, живописец и график французского происхождения — неординарная личность в истории мирового искусства. В 2010 году вместе с Буржуа ушла целая эпоха, а сама Луиза, прожив 98 лет, оставила после себя множество живописных, графических и скульптурных произведений. Более 80 из них можно будет увидеть в «Гараже».
Детство Луизы Буржуа прошло в Обюссоне, во Франции, где у ее родителей была мастерская по реставрации шпалер. Супружеская измена отца, ранняя смерть матери, попытка самоубийства и сложные отношения с отцом глубоко ранили Луизу. От этих эмоциональных ран Буржуа пыталась освободиться в дальнейшем при помощи творчества.
Дневники Луизы Буржуа говорят о раздиравших ее чувствах гнева, вины и страха. Богатое символами творчество Буржуа носит глубоко личный характер, его невозможно рассматривать отдельно от её истории жизни.
В 1932 Буржуа поступила в Сорбонну, где от изучения начертательной геометрии перешла к геометрическому кубизму, а после оставила точные науки ради изучения искусствоведения в Школе Лувра и в Школе изящных искусств. Она ассистировала Фернану Леже, вела богемную жизнь, увлеклась левыми идеями, сюрреализмом, конструктивизмом и коммунизмом.
В 1938 Луиза вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, эксперта по первобытному искусству, а через год вместе с мужем переехала в Нью-Йорк, где она окончательно решила, что математика, политика, искусствоведение и живопись не для неё, и обратилась к скульптуре.
В 1947 году Буржуа сделала первую вертикальную скульптуру из дерева.
В 1949 году прошла первая выставка её скульптур.
В 1982 году прошла первая ретроспектива художницы – в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В 1985 году состоялась первая персональная выставка художницы во Франции.
В 1993 году представляет США на Венецианской биеннале.
В 2001–2002 годах в Эрмитаже прошла выставка работ Буржуа (скульптур, предметов и литографий).
В 2015 году Музей современного искусства «Гараж» гарантирует близкое знакомство с Луизой Буржуа – блистательной женщиной в искусстве XX века. В ее работах отражены кубизм, футуризм, концептуализм и другие течения, возникавшие в искусстве до конца нулевых.
В рамках выставки будут представлены инсталляции, ранние скульптуры, картины и рисунки, которые предшествовали грандиозному новаторскому циклу работ, из которых выросла особенная узнаваемая форма презентации Буржуа.
Первая всесторонняя ретроспектива Луизы Буржуа в Москве покажет ее страсть к созданию замкнутых, изолированных пространств – метафор внутреннего мира. К ним художница прибегала на протяжении всей своей жизни: и при создании ранних скульптур, картин и рисунков, и в поздние периоды творчества.
Раскрывая в своем искусстве свой внутренний мир, Буржуа создавала метафоричные инсталляции, скульптуры, картины и рисунки, в которых всегда находилось место воспоминаниям о детстве и сложных отношениях с отцом. Тема детских страхов стала определяющей для творчества Буржуа.
Буржуа была пионером жанра инсталляции. Она обратилась к инсталляции как форме самовыражения еще в 40-е годы. В 1990-х она стала расширять границы скульптуры, создавая эмоционально заряженные «Клетки», которые стали одними из наиболее знаковых ее работ в жанре. Они объединяли в себе множество разных значений – от биологической клетки живого организма до тюремной камеры или монашеской кельи – и всегда отсылали зрителя к театру, психоанализу, феминизму, а также к глубоко личным переживаниям художницы.
«Мои эмоции несоразмерны моим физическим габаритам. Не сами эмоции, а их сила – она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам», – говорила о себе Луиза Буржуа.
За последние двадцать лет жизни Буржуа создала более шестидесяти подобных работ, представляющих собой суггестивные архитектурные пространства, в которые вплетаются и вещи из частного мира художницы – одежда, ткань, предметы мебели и скульптуры, – и объекты, обнаруженные в ее мастерской.
Первое, что предстанет глазам зрителей в музее «Гараж», – это масштабная скульптура «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007), которая в рамках программы Garage Atrium Commissions займет почетное место в атриуме музея. Она появится на месте крупной работы Эрика Булатова, все лето встречавшейся на входе в «Гараж», и будет впервые в мире показана широкой публике.
Изучить выставку «Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки» можно с 25 сентября до 7 февраля 2016 года.
Текст: Дарья Панченкова