Где-то в глубине Прикарибской низменности, где от засушливого климата зимой першит в горле, а летом «воздух настолько пропитан влагой, что рыбы могут проникнуть в дом через открытую дверь, проплыть по комнатам и выплыть из окон», стоит маленькая деревушка Аракатака. Здесь в семье Гарсиа 6 марта 1928 г. родился первенец – мальчик. У него смуглая кожа и немного курчавые волосы. Его зовут теперь Габриэль Гарсиа Маркес. Двойная фамилия имеет испанское происхождение, учитывающее фамилию отца (Гарсиа) и матери (Маркес). Мальчик растёт среди просторов густых трав, где местами встречаются деревья. Деревушка Аракатака находится в 50 км от Карибского моря и на таком же расстоянии от высшего пика Колумбии – Кристобаль Колон (5775 м).
Растёт будущий писатель на сказках и поверьях бабушки. Граничащие с мистикой и фантастикой, эти верования уходят к древней южноамериканской цивилизаций чибча. Дедушка Гарсиа, отставной полковник и участник гражданской войны 1899-1903 – реалист. Его общение с маленьким внуком затрагивает жизнь мира, политику, «взрослые вещи». Так маленький Габриэль с детства балансирует между двумя мирами – миром древних мифов и суеверий и миром реальных людей. Все обрывается вместе с жизнью деда, но этот мировоззренческий дуализм Габриэль проносит сквозь всю жизнь, создавая новое течение в литературе – магический реализм.
Таков был фундамент становления писателя, журналиста, дипломата, создателя нового литературного течения и лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса.
Важный психологический барьер, который отделял Маркеса от писательства, разрушил Ф. Кафка своим «Превращением». Австриец передавал человеческое одиночество с помощью драмы абсурда, а колумбийский писатель заменил их на поверья бабушки. На землях современной Колумбии существовали цивилизации ещё в XV веке до нашей эры, а это почти 3000 лет против менее 500 лет европейских захватчиков на континенте. Цивилизация двух миллионов индейцев доколониальных времён не могла быть вырублена под корень и получила частичное отражение в творчестве Маркеса, смешанная с реализмом современности.
Лейтмотивом творчества Габриэля Гарсиа Маркеса было одиночество – индивидуальное, семейное, всеобщее. Он боялся его до чёртиков, поэтому женился; он ощущал всю полноту этого чувства, поэтому написал «100 лет одиночества» и многие другие произведения. Как писатель он ощущал в большей мере чувства и течения масс, рассказывая о них миру. Педантичность, упорство, целеустремлённость и ощущение проблем большой группы населения Земли сделали его великим писателем и трибуном латиноамериканского континента.
Отдельным достижением можно считать признание его на родине, не только на большой – Латинской Америке, Колумбии, но и малой – деревушке Аракатака, которую даже пытались переименовать в Макондо (это не получилось по чисто техническим причинам).
Маркес был писателем-максималистом, он видел реализацию себя лишь в литературе, и всё остальное (дипломатия, журналистика, сценарии) шло чуть позади. Чтобы написать и издать «100 лет одиночества», «Габо» отказался от работы пиар-менеджером и редактором киносценариев, заложил машину, миксер и фен жены, после чего ещё остался должен мяснику 5000 песо. Этот писатель был готов на всё, чтобы писать – даже голодать. Конечно, день рождения Маркеса важен всем, кто временами ощущает это всеобъемлющее одиночество — то есть всем нам.
СПИД лишь добавляет любви риска. Любовь всегда была очень опасна. Она сама по себе — смертельная болезнь.
Великие бедствия всегда порождали великое изобилие. Они заставляют людей хотеть жить.
Благополучная старость — это умение договориться со своим одиночеством.
Прошлое — ложь, для памяти нет дорог обратно, каждая миновавшая весна невозратима, и самая безумная и стойкая любовь — всего лишь скоропреходящее чувство.
Будь спокоен. Умереть труднее, чем кажется.
Главное в жизни общества – уметь управляться со страхом, главное в жизни супругов – уметь управляться со скукой.
Ни один безумец не безумен, если вслушаться в его доводы.
Вдохновение приходит только во время работы.
Я не знаю никого, кто в той или иной мере не чувствовал бы себя одиноким.
Беда в том, что вы не можете запретить мне думать то, что я думаю.
Текст: александрстепенко