Фрида Кало: «Я рисовала мою реальность»

2 февраля 2016, 15:08

3 февраля в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже открывается выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» из 34 работ. Впервые в России будут выставляться картины мексиканской художницы. Согласитесь, это прекрасный повод, чтобы вместе с «365» вспомнить жизненный путь и творчество Фриды Кало.

Отдельные картины Фриды привозились и раньше в Россию, например, до 20 января 2016 года в Эрмитаже можно было увидеть «Автопортрет с обезьянкой». Однако такая большая ретроспективная выставка в России состоится впервые. Именно поэтому «365» советует вам собраться в Музей Фаберже, а перед этим немного освежить свои знания о творчестве Фриды.

«Страсть и боль», или жизненный путь Фриды

 

Автопортрет в бархатном платье. 1926

Автопортрет в бархатном платье. 1926

 

Фриду можно назвать самой популярной и известной во всем мире художницей Мексики. Кало жила в непростое для своей родины время – время революции и больших государственных потрясений. Она родилась 6 июля 1907 года, но изменила дату рождения на 7 июля 1910 года, чтобы начало ее жизни совпадало с рождением современной Мексики. Несмотря на то что Фрида была коммунисткой и принимала идеи революции, события тех лет не нашли отражения в ее творчестве. Из 143 ее картин —  55 автопортреты, также она рисовала пронзительные портреты своих родных и близких. Творчество Кало — это боль и страсть, которые она проецировала на плоскость своих картин.

 

Фрида фото1

 

Судьба художницы сложилась драматично. Именно перенесенные ею страдания сформировали особое настроение ее работ, отражающих душевные муки и страдания. При этом ее полотна необычайно яркие и неповторимые по цвету. В шесть лет девочка переболела полиомиелитом, который навсегда оставил ее хромой. Свой недостаток Фрида впоследствии всегда скрывала длинными юбками. В 17 лет Кало попала в аварию и получила тяжелейшие повреждения, в результате чего целый год была прикована к постели. Тогда отец художницы соорудил для нее специальный подрамник, чтобы она могла писать лежа, и поставил рядом зеркало. Так Фрида начала писать автопортреты.

 

"Сломанная колонна". 1944

«Сломанная колонна». 1944

 

Всю жизнь Кало преследовали последствия той ужасной аварии. Художница узнала, что не сможет иметь детей, это было для нее глубоким потрясением. После перенесенного несчастного случая Фрида создала свидетельство о рождении воображаемому сыну, которого назвала Леонардо. Она писала, что он родился в 1925 году в больнице Красного Креста, где Фрида работала после аварии, а крещен он был в следующем году.

 

"Больница Генри Форда", или "Летящая кровать". 1932 4 июля 1932 года у Фриды в Детройте случился выкидыш.

«Больница Генри Форда», или «Летящая кровать». 1932
4 июля 1932 года у Фриды в Детройте случился выкидыш.

 

Фрида и Диего

«В моей жизни было две страшных катастрофы. Первая – это автомобильная авария, которая навсегда искалечила меня. Вторая – это Диего», —  так Фрида отзывалась об отношениях со своим первым и вторым мужем художником-муралистом Диего Риверой. Жизнь с Риверой была наполнена бурными страстями, изменами и взаимными упреками. После того как Диего изменил Фриде с ее сестрой, они развелись, но вновь поженились через год и были вместе до конца жизни Фриды.

 

"Фрида и Диего Ривера", или "Фрида Кало и Диего Ривера". 1931

«Фрида и Диего Ривера», или «Фрида Кало и Диего Ривера». 1931

 

Непростые отношения художников отражает и «Автопортрет с обезьянкой» 1945 года, которую можно было видеть в Эрмитаже до 20 января 2016 года. Как и все работы Фриды, эта картина наполнена символами. Обезьяна – частый мотив в творчестве Кало, а в мексиканской мифологии это животное символизирует похоть. Однако Фрида изображает обезьянку и собаку как нежные и защитные символы. Гвоздь, вбитый в стену, возможно, отсылает к мексиканскому выражению estarclavado – «быть обманутым» (clavo – гвоздь, исп.). Шолоитцкуинтли (науатль: Xolotl «Шолотль» и itzcuīntli «собака») — собаки, которые были в мифологии ацтеков земным воплощением Бога грозы и смерти Шолотля. На картину так же помещена скульптура, принадлежащая к доколумбову времени, это отражает интерес и уважение Фриды к древней культуре Мексики — история родной страны являлась частью личной судьбы художницы. Фрида оставила здесь личное послание: она не доверяет мужу, но черпает силы в прошлом и в отношениях с близкими людьми.

 

Автопортрет с обезьянкой. 1945

Автопортрет с обезьянкой. 1945

 

Отношение к русской революции

Нашла отражение в работах Фриды и русская история. Художница была убежденной коммунисткой, чего не скрывала. В 1937 году она пишет «Автопортрет, посвященный Льву Троцкому (Между занавесок)». Роман с Троцким случился во время его приезда в Мексику, когда революционер спасался бегством из России.

 

«Автопортрет посвященный Льву Троцкому (Между занавесок)». 1937

«Автопортрет, посвященный Льву Троцкому (Между занавесок)». 1937

 

«Две Фриды»

Художница жила в Мехико, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Париже. Она последовала за Риверой в Сан-Франциско и Нью-Йорк, куда он уехал по работе. В 1939 году Кало переехала в Париж и жила там в течение некоторого времени, там же она подружилась с Марселем Дюшаном и Пабло Пикассо. В свое время в Париже она нарисовала автопортрет «Две Фриды» (1939) — один из ее самых известных автопортретов, где изображены две версии художницы, держащиеся за руки, сидя бок о бок. В этой картине Фрида попыталась передать чувства, которые испытывала во время развода и семейного кризиса. Одна ее индивидуальность, которую любил и уважал Ривера, — это Фрида справа в национальном мексиканском наряде. Слева — европейский вариант Фриды, одетой по западной моде. Сердца двух женщин открыты, между собой они соединяются лишь тонкой артерией. Европейская Фрида отвергнута, поэтому она истекает кровью.

 

"Две Фриды". 1939

«Две Фриды». 1939

 

Психоанализ и сюрреализм

Влияние на творчество Фриды оказало и учение Зигмунда Фрейда, она даже проходила сеансы психоанализа. На ее работах – бесконечные попытки понять себя. Известные символы сочетаются с тайными непонятными мотивами, быть может, разгадку следует искать именно в подсознании художницы. Сюрреалистов, кстати, художница называла «чокнутыми детьми». «Я никогда не думала, что я сюрреалистка, пока Анри Бретон не приехал и не сказал мне об этом», – говорила она. Так, картина «Раненый олень» (1946) изображает Фриду в образе оленя, который смертельно ранен стрелами. Художница стремится выразить здесь разочарование, которое ее постигло в результате операции на спине в 1946, которая должна была исцелить ее от постоянной боли. Но после операции Фрида продолжила страдать не только от болей в спине, но и от глубокой депрессии.

 

"Раненый олень", или "Олененок", или "Я бедный маленький олененок". 1946

«Раненый олень», или «Олененок», или «Я бедный маленький олененок». 1946

 

Многочисленные статьи, книги и документальные фильмы рассказывают о жизни и искусстве Кало, в том числе биографический фильм «Фрида» (2002), в котором актриса Сальма Хайек играет главную роль. Кино такое же яркое, как и полотна Фриды: музыка, костюмы, колоритные персонажи — все воссоздает Мексику тех времен. В фильме можно проследить биографию Фриды от роковой аварии, знакомства и свадьбы с Риверой вплоть до ее последних дней. Особенно сильной вышла сцена, когда Фриду, которая уже не может ходить, привозят на открытие персональной выставки на кровати. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».

 

Сальма Хайек в фильме "Фрида". 2002

Сальма Хайек в фильме «Фрида». 2002

 

Выставка картин Фриды Кало будет проходить в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге с 3 февраля по 30 апреля 2016 года. 

Текст: Анна Кожеурова

 

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ