Фрида Кало в Музее Фаберже, или самая масштабная ретроспектива художницы в России

5 февраля 2016, 17:34

3 февраля в Музее Фаберже состоялось открытие выставки «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики». Корреспондент «365» побывал на самой крупной выставке мексиканской художницы в России и теперь делится с нашими читателями своими впечатлениями.

Уже до своего открытия выставка вызвала огромный ажиотаж в городе, поэтому неудивительно, что сразу при входе в музей можно увидеть длинную очередь в кассы. Чтобы избежать возможной давки, музей Фаберже ограничил численность посетителей – продается только 2000 билетов в день. В первый день было так много желающих увидеть работы Фриды, что корреспонденту журнала 365 достался последний, 2000-й билет, который удалось получить, выстояв длинную очередь. Также на выставке отказались от экскурсионного сопровождения, чтобы не создавать столпотворения в залах экспозиции.

 

Выставка Фриды в Музее Фаберже

 

Это первая ретроспектива художницы в России, которая предоставляет уникальный шанс познакомиться с работами Фриды Кало. Творчество художницы объявлено в 1984 году национальным достоянием Мексики, поэтому единовременно за пределы страны разрешено вывозить только 10 картин. Но музею Фаберже повезло – в Санкт-Петербург удалось вывезти целых 35 работ Кало, среди которых картины, литографии, карандашные рисунки, более 100 фотографий. На выставке представлены также платья эпохи Фриды и документальный фильм, отражающий мексиканскую действительность первой половины XX века. Историю жизни художницы можно проследить на её картинах – творчество стало для нее как своеобразным методом психотерапии, так и своеобразным психологическим «препарированием», вскрытием своих проблем и переживаний.

«Подготовительный этап к выставке занял большой промежуток времени, велись длительные переговоры. Думаю, сейчас уже это не так важно. У нас было много идей, которые, в конечном счете, воплотились в жизнь. Я считаю, что выставку получилось реализовать в полной мере – она вышла яркой и содержательной, как и задумывалось. Удалось показать творческий путь художницы. Вы можете увидеть как ранние, так и уже зрелые ее работы и таким образом понять развитие уникального стиля Фриды Кало. Творчество Фриды может быть понятно всем, потому что она говорит об общечеловеческих вещах: о любви, боли и ее преодолении. Это все-таки близкие и понятные всем вещи. Уверена, что выставка расширит аудиторию музея, привлечет внимание тех людей, которые раньше никогда не были в Музее Фаберже», — дала свой комментарий по поводу выставки куратор Екатерина Лопаткина.

 

Картины Фриды

 

На выставке представлен «Портрет Алисии Галант» (1929) – первая картина Фриды Кало, если верить надписи на обратной стороне холста, «Моя кормилица и я», а также «Портрет Роситы Морильо».

 

Портрет Алисии

«Портрет Алисии Галант» (1929)

 

Самая знаменитая картина – «Сломанная колонна». На этом автопортрете 1944-го года Фрида в стальном корсете, такой ей пришлось носить после страшной автокатастрофы. Полотно пропитано физической и душевной болью. На нем нет привычных так любимых художницей обезьянок и попугаев, ярких цветов, только Фрида со своей болью и пустыня без цветов и растений. Но Фрида оставило послание дающее надежду: в каждом зрачке спрятан белый голубь. Эта картина больше всего поражает воображение: сочетание боли и надежды на избавление. Именно этим полотном вдохновился Жан-Поль Готье при создании костюмов для Лилу в «Пятом элементе».

 

Сломанная колонна1

 

Очень интимна картина «Больница Генри Форда» — личная катастрофа Фриды. Тема потери ребенка  становится одной из центральных в ее творчестве. До этого женщины не касались столь интимной темы в искусстве. Фрида стала первой. Кало лежит на больничной койке, красными жгутами к ней привязаны символы ее пола и зародыш. В дали виднеется индустриальный пейзаж. Картина написана во время поездки Фриды и Диего в США, где Диего выполнял работы по созданию панно.

Переехал в Музей Фаберже, ранее выставленный в Эрмитаже «Автопортрет с обезьянкой».

 

Обезьянка

 

Отношения с Диего Риверой отражает картина «Диего и я». Их жизнь полная страсти, боли, измен отразилась на этом полотне, где их лица соединены в одно, туловище состоит как бы из переплетенных артерий. Они — единое целое. «Диего — начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — это все» — эту идею выразила в картине Фрида.

 

"Диего и я"

«Диего и я»

 

Картина с ироничным названием «Всего-то несколько царапин!» выражает всю боль, которую Фриде приносили измены Диего. Изуродованное ранами тело женщины и стоящий над ней мужчина с ножом – аллегория измен. В жизни Фриды было много таких ран – царапин как на этой картине. Кстати, Фрида оставила «капли крови» даже на раме к картине – так она хотела показать, что и зрители становятся соучастниками ее трагедии.

 

"Всего только несколько царапин!"1935

«Всего только несколько царапин!»1935

 

Помимо автопортретов отражающих ее личную жизнь, Фрида пишет и многочисленные женские портреты, некоторые из которых представлены на выставке. Особенно ярок портрет Алисии Галант. Обращают на себя внимание нервные руки женщины, лицо же ее совершенно безразлично. Наполнены мексиканским колоритом портреты Евы Фредерик. На выставке их два – выполненный маслом и карандашная работа, изображающая обнаженную Еву.

Есть на выставке и портреты мужчин. В портрете Лютера Бёрбанка Фрида точно передала характер этого человека. Бёрбанк – американский селекционер и садовод, он создавал новые сорта растений. Кало рисует ему вместо ног корни дерева, а рядом изображает апельсиновые деревья.

 

"Портрет Лютера Бёрбанка", 1931

«Портрет Лютера Бёрбанка», 1931

 

Чаще всего Фрида рисовала портреты, но на выставке представлены ее натюрморты и абстрактные композиции. Особенно острая по эмоциональному накалу композиция «Без названия» изображающая сердце, кактус и плод. Заточенные иголки кактуса как бы пронзают кровоточащее сердце.

 

Натюрморт

 

Литография «Фрида и аборт» поражает своей бесстрастностью, медицинским анализом происходящего. Но из глаз Фриды текут слезы, и зрительно может прочувствовать все ее отчаяние. Именно благодаря этой работе и «Больнице Генри Форда» выставка в музее получила рейтинг 18+. Действительно, обнаженная, кровоточащая душа художницы может стать потрясением для неокрепших умов.

 

"Фрида и аборт"

«Фрида и аборт»

 

Помимо произведений художницы на выставке представлены многочисленные фотографии Фриды, фотографии как черно-белые, так и цветные. Особенно под стать творчеству Фриды выглядят цветные фото, такие же яркие, как и ее работы.Но напротив фотографий гораздо меньше народу чем перед сами картинами, посетителям оказываются наиболее интересны сами произведения художницы.

 

фотографии Фриды

 

 

Также можно увидеть платья теуаны, похожие на наряды в которых ходила Фрида Кало.«Я одевалась, бывало, как мальчишка, в брюки, ботинки и кожаную куртку, стригла волосы, но, когда шла, чтобы увидеться с Диего, надевала костюм женщины — теуаны», — вспоминала в своём дневнике Фрида Кало. Соединить на выставке живописные работы, фото и костюмы – очень удачное решение организаторов выставки.

 

Костюмы и фото

 

На выставке также удачное освещение, позволяющее хорошо рассмотреть картины, несмотря на то, что они кажутся совсем небольшими по размеру. Но пространство выставки очень мало, посетителей настолько много, что создается столпотворение. Особенно много посетителей напротив автопортретов Фриды, меньше внимания привлекают несколько натюрмортов, портреты близких людей художницы и фотографии. Гостям ретроспективы предлагается буклет-путеводитель по выставке. Посетители сравнивают данную выставку с масштабной ретроспективой Валентина Серова в Третьяковской галерее. Среди посетителей много лиц всех возрастов, но, как уже сказано, выставка рекомендована только для категории 18+.

 

Выставка фриды2

 

Корреспонденту «365» удалось пообщаться с некоторыми посетителями выставки, которые поделились своими впечатлениями:

«Выставка Фриды Кало безусловно вызвала интерес для меня лично, открыла графические работы художницы. Из живописных полотен трудно выделить какое-то одно, все они отражают душевные страдания, любовь к мужчине-своему мужу, безграничную жажду жизни и страстность натуры автора. Для неподготовленного зрителя посоветую перед посещением прочитать биографию Фриды Кало и тогда полотна «заговорят». Хочется также поблагодарить организаторов выставки и посетителей в образе Фриды, которые своим присутствием гармонично оживляют и украшают выставочное пространство», — отметила посетительница выставки Екатерина.

 

Выставка3

 

Не все люди целенаправленно идут на выставку Фриды, кто-то из них случайно оказывается в Музее Фаберже:

«О творчестве Фриды Кало я не знал ровным счетом ничего. Изначально было желание посетить выставку яиц Фаберже. Случайно узнали, что открывается выставка Кало и предварительно в кафе почитали историю художницы. Мы и не могли предположить, насколько будет интересно. Ее творчество не просто пропитано болью и страданиями, которые она пережила, а базируется на этих чувствах. Поначалу поражаешься, как она выплескивает свои чувства на полотнах, но к концу выставки не покидает гнетущее ощущение и ее одержимость Диего. Очень понравилось две работы «Без надежды»  и картина, название которой не запомнил («Портрет Лютера Бёрбанка», примеч. «365»)», — поделился своими впечатлениями посетитель Тимур.

Фрида больница

 

Полотна Фриды действительно производят на зрителей неизгладимое впечатление. Несмотря на все страдания, Фрида Кало любила жизнь, она своей харизмой притягивала к себе людей, стремилась быть счастливой вопреки всему. Так и ее работы, наполненные болью, отчаянием не оставляют никого равнодушным, потому что наполнены огромной жизненной силой.

Адрес: Санкт-Петербург, Музей Фаберже (набережная реки Фонтанки, дом 21)

Время: 3 февраля по 30 апреля 2016 года. Ежедневно, кроме пятницы, с 10 до 20.45

Текст: Анна Кожеурова

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ