Евгений Медведев-Ма: «Искусство — мой доктор в реальности».

6 апреля 2015, 07:17

Сегодня в рубрике ARTIST TALK с Екатериной Фроловой о современном искусстве говорит питерский художник Евгений Медведев-Ма. Как он сам признается, у него нестандартная жизнь и судьба во всех отношениях, и с читателями 365mag он делится своими откровенными мыслями о том, зачем стоит посвящать себя искусству и о смысле создания пьедесталов абсурдных форм, которые он показывает сейчас в галерее WeArt.

— У вас несколько серий фотографий с детскими игрушками,  и про них вы как-то давно говорили, что реализовали через них какие-то свои детские травмы и впечатления. Некоторые фотографии словно кадры из японских фильмов ужасов или новостных сводок происшествий.  Сублимация в творчество освободила вас от детских переживаний?

— Фотографии с игрушками мне помогли в закреплении важных для меня тем-направлений не только в плане искусства, но со своим «я». Игрушки — это, конечно же, только модель, метафора. Дело в том, что фотография меня интересовала только лишь в документальной возможности закрепить визуальный факт, это не выдуманный рисунок, а реальность.

«Искусство — мой инструмент, мой доктор в реальности»

Освободиться от переживаний невозможно, возможно только сменить угол восприятия переживания. Освобожденный от переживаний человек — это человек несуществующий. Наверное, я не буду сейчас рассказывать о страхах. Сделаем вид, что это скорее традиционное интервью, а искусство — мой инструмент, мой доктор в реальности, так станет проще понимать, что и зачем я делаю.

синк-пинк

— На какую реакцию зрителей этих серий вы рассчитываете? Что хотите пробудить в них самих?

— У меня нет педологического просветительского эгоизма, я не хочу никого учить или менять, не уверен, что в современном искусстве вообще есть такой смысл изменений или же обучения.

«Я говорю, увидев красивый пейзаж, или же красивый портрет, или же иной реализм: «А зачем мне эта простая красота, что делать мне с ней?»»

Реакция зрителя мне никогда не будет известна, если, конечно, мои работы не побьют вместе со мной, или же, наоборот, реакция зрителя заставит их меня расцеловать или пожать руки, реакция — это же действие, пусть оно останется незаметным для меня.

обретение отца

Тем более, что лучшая реакция  для меня — это покупка работы! Старого доброго классического варианта наслаждения красотой, как в детстве, для меня уже нет, теперь я говорю, увидев красивый пейзаж, или же красивый портрет, или же иной реализм: «А зачем мне эта простая красота, что делать мне с ней?»

«Искусство помогает сформировать свою точку зрения, быть именно со своим неповторимым мнением к окружающему»

Допустим, вы приходите в галерею, музей и видите там нестандартную скульптуру, или вы видите то, что ранее не видели, или то, что не считаете нормальным, или возможно не считаете увиденное красивым, или вы скажете: а в чем же тут вообще смысл? Увиденное может быть слишком простым или довольно сложным, или-или. Искусство только лишь помогает сформировать свою точку зрения, быть именно со своим неповторимым мнением к окружающему. Хотя все это bla bla.

— Внимательно изучая другие ваши серии, создается ощущение, словно вы смотрите на мир с печалью, щемящей сердце. Что в окружающей действительности вас по-настоящему разочаровывает?

— Понимаете, я не могу сказать про себя, что я нормальная единица общества, имею в виду, что моя жизнь немного нестандартна во всех отношениях, поэтому мои фотографии, рисунки и другое слишком выбиваются в эмоциональном решении, потому что они есть я, они часть моей не стандартизированной жизни.

«Выставки нужно смотреть после открытия, иначе посмотреть не дадут»

Наверное, у меня много нереализованных претензий к миру, высокое неотрефлексированное самомнение, это вполне обычная человеческая ситуация, все мы думаем о своей неповторимости, которая наталкивается на естественные проблемы. Меня разочаровывает многое, это очень длинный список (Улыбается). А разве у меня  нет веселых развлекательных проектов?

— Раньше вы снимали в стиле «Pop-up». Вы раскрашивали черно-белые матовые отпечатки цветными карандашами?

— Pop-up был нужен в тот период, в Санкт-Петербурге в то время была популярна архаичная черно-белая фотография, со всеми канонами композиции. Несколько скучновато на тот момент для меня, мне хотелось веселья. Как раз эти фотографические проекты я считаю популярным научизмом, Сложные мысли в яркой упаковке! Тогда никто не делал такого, и мне было интересно делать так!

тело-рыба поп-ап

— Вы считаете себя типичным представителем столичной богемы? Что вам особенно нравится на вернисажах и арт-тусовках?

— На вернисажах хорошо только одно, все в одном месте в одно время, все красивы и нарядны, все показывают себя с лучшей стороны, удобный случай для живого диалога. Выставки нужно смотреть после открытия, иначе посмотреть не дадут. Ну, и арт-тусовка — это просто мой круг людей, если бы я работал в офисе, то тусил бы с ними…

— Любопытно, почему на одной из групповых выставок «Proнежность» вы выставили картину трех обнаженных мужчин ниже пояса. Как это связано с вашим представлением о нежности?

— Я предложил ряд эскизов к  выставке «Proнежность», но куратор захотела именно ту работу с мужскими телами, думаю это случилось, просто потому что картина уже находилась в галерее. Экономия средств (Ухмыляется). Галерея приятно волновалась за контент, побаивались пропаганды гей-культуры, хотя эти работы не имеют ни малейшего отношения к гомосексуализму.

«Это, конечно, немного странно: художник, который попадает в тюрьмы»

Этот проект связан с идентичностью, с человеческой страстью менять себя, о желании не быть собой или невозможностью быть собой. Но, по-моему, вы о другом хотели узнать, нет!?

на выставке proнежность

— За что вас сажали в тюрьму? В интернете ходят разные слухи: за политические акции, хранение наркотиков и воровство. Что же на самом деле произошло?

— Какой интересный список, может оставить все в тайне? (Смеется). В моем фейсбуке написано, за что я отсидел, то же написано в ЖЖ, да и я особо не скрываю, что употреблял десятилетия наркотики, сейчас меньше, они стали дорогие и опасные, так же написано, какие преступления я совершал в Америке, Таиланде, России. Все дело в том, что в нашей «державе» довольно странно понимают суть проблемы зависимости, не знаю, уместно ли тут начинать об этом разговор?

«В газете «Ведомости» написали, что художник из Питера нарисовал игрушки и новорожденных, явно любит Фрейда и самокопание»

Это, конечно, немного странно: художник, который попадает в тюрьмы. С одной стороны, то чем я занимаюсь, отстраняет меня от толпы, но наркотики возвращают меня в этот социальный круг, я становлюсь уязвим, поскольку употреблять их преступно, и как наказание я оказываюсь в местах заключения и вижу там совсем других людей, которые не интересуются ничем, кроме примитивных человеческих потребностей.

— Ваши друзья и вы сами писали, что в тюрьме вы просвещали зеков современным искусством. Даже маленькую выставку об этом организовали в  галерее RuArts. Как вы объясняли им, зачем создается искусство и как его понимать?

— Пытался просвещать, но очень немногие слушали, после минуты моего монолога о том, почему и для чего произведения рождаются, слушатели разбегались (Смеется). У меня было три постоянных слушателя и зрителя, которые проявляли интерес к тому, что я делаю и говорю. Самый хороший из них был убийца 26-ти лет, отучившись в семинарии, он убил человека по неосторожности. Всем остальным не было интересно, им было важно сообщить мне, что они тоже умеют рисовать или то, что я рисую, не нужно. Я заметил, что почти все заключенные и надзиратели — в общем, все участники этого процесса приемлют реализм, скопировать фотографию на бумагу — наивысшее искусство для них. Все остальное подвергается агрессивной критике! Выставка в Ruarts — как фотоописание человека, к портрету прикладывалась аннотация, характеристика осужденного. Последние 5 месяцев заключения я вел дневник-альбом, рисовал и писал в него все волнующее меня.

«Есть масса способов, не умея профессионально рисовать, все таки рисовать»

Можно сказать, что альбом был моим психоаналитиком, иногда я показывал его осужденным, но порой мне приходилось заклеивать страницы скотчем, поскольку рисунки были неприемлемы для колонии, ведь таким рисунком можно было бы испортить себе жизнь, это правда, я не шучу! Слишком много табу в местах лишения свободы, можно сказать, что я скрывался, почти всегда молчал и, конечно, не рассказывал про себя, кроме того, что креативен.

— В какой момент своего творчества вы перешли с фотографии на живопись?

— Начинал как фотограф, продолжил как художник, кстати, только в русском языке есть такая разница и деление, фотограф или художник, зачастую это артист, творец. Мои фотографии часто путали и с рисунком, после выставки в манеже на форуме художественных инициатив, в газете «Ведомости» написали, что художник из Питера нарисовал игрушки и новорожденных, явно любит Фрейда и самокопание.

«В моей голове спорят Миро и Шиле о том, кто круче — они или я»

Но там были фотографии раскрашенные цветными карандашами. А потом мне стало скучно быть участником фотографического процесса, поэтому я ушел.

— Вы признавались, что не умеете рисовать, как же вы переквалифицировались из фотографа в художника?

— Я признавался в том, что не умею копировать и быть ксероксом, я умею рисовать то, что мне хочется.  Есть масса способов, не умея профессионально рисовать, все таки рисовать.

— А зачем вы занимаетесь искусством, я о том, есть ли у вас какая-то мечта о личном достижении в этой сфере?

— Я не умею ничего другого делать, потому что я не хочу ничего иного делать, потому что я вижу себя только в создании. Я осознано трачу себя на культуру, как я ее понимаю. Несмотря на то, что  почти бедствую, я не прекращаю мыслить, не ищу способов заработка в другой сфере. Меня не балуют покупками моих работ. В моей голове спорят Миро и Шиле о том, кто круче — они или я (Смеется). Ну, конечно, у меня есть ожидания, что придет время и мои творения оценят как искусствоведы, так и коллекционеры, так и вы.

autophagy 2015

— Почему вы прекратили вести свой блог на ЖЖ?

Обычная история  соцпользователя, перешел на Facebook. Вести на постоянной основе такие записи стало скучно, не было компьютера, ну, если честно, я пароль забыл, восстановил и опять забыл. Бытовые причины!

«Я добавил абсурдности, убрал лишнее, добавил иное. Получилось смешно, весело, интересно и о том, о чем думать важно и полезно»

— Вы сами говорили, что не относитесь к искусству фотографии серьезно, но ваша последняя выставка «1,2,4…», которая еще идет в галерее WeArt — это результат глубокой рефлексии над системой оценок в обществе. Какие события вашей жизни подтолкнули вас к этим размышлениям?

— У меня есть склонность и потребность думать о системе общности, о лучшести и худшести человека, о новых социальных течениях, значимости и подлогах истинному. Обстоятельства моего существования сами рождают подобные вопросы — 10 запертых людей в маленькой камере месяцы и годы вместе.

Выставка в галерее WeArt продлена до 12 апреля

— В каких направлениях вы сейчас работаете? У вас есть серия плакатов-пародий обложек журнала «Большой город» с политическим смыслом, вы двигаетесь в сторону политического искусства?

— Да, это один из веселых для меня проектов, коллажи из обложки журнала «БГ», смысловой абсурд, все изображения я брал из «БГ», перемешивал информацию, визуализировал третье, как дополнительный слой смысла. Это социальный проект, политическим он не является, сам журнал «БГ» политически представленный, этакая пропаганда современного российского строя, приправленный всем, чем можно, только бы не бросалось в глаза «истина» (Улыбается). Я добавил абсурдности, убрал лишнее, добавил иное. Получилось смешно, весело, интересно и о том, о чем думать важно и полезно.

БГ

— Что для вас является эталоном красоты? Какая эстетика вас вдохновляет?

— Меня вдохновляет травматичность предлагаемой современной медийной (ТВ, интернет и т.д.) клише-эстетики. Современный эталон капризен и предлагается лишь для того, чтобы совершались правильные покупки. Красота в упаковке. Но лучше не открывать упаковку, т.к.  красота не предполагает  раскрытия. Маленький миг, потом это становится бытовым элементом.

КАД 115.3 км

Я по-прежнему наслаждаюсь Венерой Милосской… наслаждение инвалидом, детский страх и испуг смотреть на неприятное и уродливое и наслаждение, связанное с общепринятым запретом или даже запретностью.

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ