Еще один взгляд на IV Биеннале

9 июля 2014, 01:07

Мартин Лютер Кинг в своей нашумевшей речи 1963 года сказал: «И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта». Сегодня, слушая эту речь, очевидна ее злободневность. Именно об этом задумывался Дэвид Эллиотт, куратор IV московской молодежной биеннале, создавая основную концепцию проекта.

g7902869natashapolskaya

«Время мечтать», «A time for dreams» – такое название получила биеннале, но в английском варианте ее название звучит не столь обнадеживающе, как в русском – сюда входят любые выражения не только своих фантазий и желаний, но и страхов, кошмаров современного мира. Методы выражения и реакции на данную тему совершенно разные: начиная от видео-инсталляций и фото, заканчивая огромными скульптурами, клетками и перекошенной избушкой. Все они о сегодняшнем дне или травме исторического прошлого. Футуризм на выставке присутствует лишь в неутешительных апокалиптичных работах, и в этом заключается главная проблема современности: под грузом проблем и стрессов, при девальвации главных ценностей, человечество теряется в догадках по поводу собственного будущего: оно настолько туманно и изменчиво, что позволяет строить лишь мрачные утопичные прогнозы.

12

Основной проект биеннале заставляет задуматься о мотивах любого творчества: недаром великие произведения искусства создаются в сложные исторические и политические времена. Недовольство сложившейся социальной, политической и культурной обстановкой, фобос и цензура – все это является серьезным толчком к созданию шедевров. Именно погружаясь в современные проблемы и отвечая на них искренней рефлексией, получаются эти крайне любопытные работы, которые представлены на выставке.

25_lauri

25_veiko

Весь стресс находит выражение в уникальном феномене – феномене мечтания и протеста. Социальное недовольство и национальные проблемы порождают пародии, высмеивающие типичного сексиста-ксенофоба современной Эстонии (Анна-Стина Треумунд), недовольство собственным телом трансформируется в невероятные гибридные существа (Бахыт Бубиканова, Алиса Бекетова), а недовольство политической ситуацией является стимулом к созданию пространных приспособлений для одиночных пикетов (Группировка ЗИП). Все представленные на выставке работы глубоко эмоциональны и индивидуальны, но, совмещаясь в одном пространстве, они отлично показывают зрителю единую концепцию и рассказывают нам одну историю, – историю нашей сегодняшней жизни, со всеми ее трудностями, мечтами и желаниями.

Текст: Наталья Лукацкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ