Джулия Маргарет Камерон. Другой портрет

30 ноября 2014, 23:47

В Мультимедиа Арт Музее продолжается выставка, посвященная 200-летию выдающегося английского фотографа Джулии Маргарет Камерон, которая подарила миру «другой портрет».

 

Предисловие

Её студия была её галереей святых: Джулия создавала иконы для поклонения. Однако современники оценивали её творчество невысоко. Знаменитый писатель и фотограф Льюис Кэрролл говорил: «Все ее фотографии преднамеренно не резкие. Среди них попадаются очень яркие, но есть и просто никакие — она считает, однако, что все они произведения искусства». Эта история о женщине, которая сделала фотографию одним из своих домашних занятий, быстро превратившегося во всепоглощающую страсть.

56289

Кто?

Представительница любительской фотографии, Джулия Маргарет Камерон, до того, как приобрела камеру, увлекалась изготовлением альбомов и подарочных книг для многочисленных друзей. Импульсивная и инициативная, Камерон занималась также литературным творчеством: известен её перевод баллады немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора».

unnamed

Откуда?

Джулия Маргарет родилась в Индии. Ее отец — Джеймс Паттл, чиновник Восточно-индийской компании; мать — Аделин де Л`Этан, дочь французских аристократов. Девушка получила образование во Франции и Великобритании, но после смерти родителей была вынуждена вернуться в Индию. Там она вышла замуж за Чарльза Хэя Камерона, с которым спустя время уезжает в Лондон. Там, в салоне, который держит ее сестра Сара Принсеп, Камерон знакомится с выдающимися людьми культурного общества, среди которых Джон Гершель, Чарльз Дарвин, Уильям Теккерей, Альфред Теннисон и др.

NjYLZ6zI8bU

Когда?

Фотографией Камерон начала заниматься относительно поздно: на ее 48-ой день рождения дочь и зять дарят ей камеру.

Почему?

В детстве Джулию Камерон считали «гадким утенком»: о ее сестрах всегда говорили, что те красивы, а о ней — талантлива. Возможно, поэтому фотограф была одержима изображением идеальной красоты. Камерон фотографировала реальных людей как воплощение фигур «смертных, но при этом божественных». Она считала, что религиозное искусство способно возродиться в фотографии, если только та сможет коснуться верной струны.

maud_by_julia_margaret_cameron

Зачем?

Художественные вкусы и представления Камерон были типичны для викторианской эпохи. Фотография для нее — средство высокого эстетического самовыражения, которое принимает форму слитых воедино христианства, культа искусства эпохи Возрождения, национальной истории (в интерпретации Шекспира и Теннисона) и мифологии, включающей в себя прежде всего эпос о короле Артуре.

opLRfBoJ1P9Bk5hFsdhQHg-article

Как?

Джулия самостоятельно освоила сложный процесс фотографии на влажных коллоидных пластинах. Признаки фотографической манеры Камерон — плотная обрезка фотографий вокруг фигур персонажей и нерезкость, достигаемая с помощью мягкого фокуса. Мягкий фокус у Камерон имеет целью получение «пластичности», которая призвана создать эффект выражения чувств, а не фактической описательности, отсылая тем самым к традиции живописи. Свои фотографии Джулия Маргарет как раз и стилизует под живопись, убирая лишние зрительные мелочи и превращая снимаемых ею выдающихся современников в героев некоего пантеона, который находится далеко за пределами прозаического мира. В качестве моделей Камерон использовала друзей, родственников, прислугу, в том числе рабочих с плантаций мужа, и только изредка платных натурщиков.

l2mIN_480dc

Где?

Работы Джулии Маргарет экспонировались на выставках в Лондоне, Эдинбурге, Дублине, Париже; в Берлине, куда она попала по приглашению Вильгельма Фогеля (химик и фотограф, технически усовершенствовавший цветную фотографию), она награждается золотой медалью. А в 1867 на Всемирной выставке в Париже Камерон удостаивается наивысшего признания.

140722082024

Послесловие

Мягкофокусная фотография Камерон достаточно оригинальна для ее эпохи, когда альбумин дает небывалое до этого времени резкое изображение, которым все так увлечены. В этом смысле Камерон чужда своим коллегам-современникам. Она, скорее, ориентируется на традицию каллотипии, которая берет начало от Тэлбота с его «рембрандтовским» эффектом, и, таким образом, оказывается предтечей арт-фотографов рубежа XIX-XX вв.

56300

Текст: Анастасия Белоносова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ