Джон Р. Пеппер: «Цвет отнимает силу у истинного снимка и только отвлекает внимание зрителя»

24 мая 2016, 17:05

Итальянский фотограф Джон Пеппер работает исключительно с аналоговой черно-белой пленкой, не дает своим работам названия, не указывает дат и избегает постановочных кадров. Корреспондент «365» побывал на открытии выставки и пообщался с талантливым фотографом о его взглядах на мир фотографии.

Открытие выставки "Испарение" Джона Пеппера

Открытие выставки «Испарения» Джона Пеппера

Джон Пеппер живет и работает в Париже, Риме и Нью-Йорке. Свой первый фотоаппарат «Пентакс» он получил в подарок от своего отца, когда ему исполнилось 12 лет. В 14 он стал учеником известного фотографа Уго Мюласа, тогда же его фотографию опубликовали в Newsweek. В 1976 году Джон окончил Пристонский университет с дипломом в области истории искусств, и вот уже на протяжении тридцати лет Пеппер делает карьеру в области фотографии, создает постановки в театре и является режиссером кино. Он остается верным аналоговой фотографии и не признает современные цифровые технологии, что не мешает ему оставаться одним из самых уважаемых деятелей искусства современности.

Джон, помимо фотографии, вы занимаетесь режиссурой, снимаете кино. В чем заключается различие между процессом создания фотографии от кинофильма?

Как бы не рознился сам процесс создания, кино и фотография рассказывают о людях и их жизни, поэтому мне и интересны данные сферы деятельности. С их помощью можно привлечь внимание к определенным жизненным вопросам, сказать миру о чем-то важном. Кроме того, работа над фотографией и кинофильмом — это всегда большое коллективное путешествие.

Выставка "Испарение" Джона Пеппера

Выставка «Испарения» Джона Пеппера

Проект «Испарения» был создан в 2012-2013 годах. Поменялось ли ваше отношение к серии, хотели бы вы в ней что-то изменить?

Нет, серия закончена, и моё отношение к ней остается прежним. Она рассказывает о жизни людей вблизи моря, об отношениях человека с водной стихией. Сейчас я работаю над другими проектами, и у меня не возникает желания что-либо изменить, так как это уже готовый, цельный проект.

Название «Испарения» имеет философский смысл – всё на этом свете существует временно и рано или поздно испарится. Почему вы выбрали эту тему, чем она вам так близка?

Она близка мне, вам, каждому из нас, как я думаю. Мои работы говорят о пути человека, о его эволюции. Вода ускользает из наших рук, как и жизнь.

Джон Пеппер, из серии "Испарение"

Джон Пеппер, из серии «Испарения»

Вы работаете только с аналоговой черно-белой пленкой. Не хотите попробовать цифровые технологии?

Я верен классической традиции, уже отжившей, по мнению некоторых, свой век. Мне действительно нравится оставлять изображения в их первоначальном виде, такими, какими они проявляются в негативе. Я влюблен в сам процесс и хочу делать хорошие кадры без каких-либо дополнительных манипуляций.

Черно-белая цветовая гамма создает меланхоличный настрой. Почему не хотите работать в цвете?

Выбирая черный и белый, мы выбираем отсутствие цвета. Цвет является дополнительным элементом и отнимает силы у истинного снимка. Я думаю, это также отвлекает внимание зрителя от смысловой нагрузки запечатленного момента, на котором я хотел бы сделать акцент.

Открытие выставки "Испарение"

Открытие выставки «Испарения»

Вы уже более 40 лет работаете с фотографией. Как вы считаете, изменился ли изобразительный язык за это время?

В моем случае это не так, я по-прежнему работаю с пленкой и проявителем. Но мир фотографии изменился: появились цифровые технологии, скорость компьютера стала другой, всё сейчас совсем иначе. Правда между цифровой и пленочной фотографией, между тем временем и сегодняшним днем всё равно остается связь. Должен быть пойман интересный кадр, который заставит человека заострить внимание и задуматься над чем-то.

Вы сейчас работаете над книгой «Пустыни и Засуха», можно ли считать её продолжением серии «Испарения»?

Да, безусловно. Пусть песок плотен, а вода является жидкостью, но они не похожи лишь на первый взгляд. Ведь и то и другое имеет свойство ускользать от нас. Если взять их в ладони и разжать пальцы, мы не сумеем удержать их. Они как время, а тема времени близка каждому из нас, вот почему в своих работах я говорю именно об этом.

Открытие выставки "Испарение"

Открытие выставки «Испарения»

Был ли у вас тот самый переломный момент в жизни, когда хотелось бросить все, перестать развиваться как фотограф и как режиссер?

Да, каждый день! Но я просто делаю то, что делаю. Если я творю, то чувствую, что живу в полном смысле этого слова. А в те моменты, когда хочется отказаться от всего этого, я осознаю, что течение жизни не ощутимо для меня без творчества.

Джон Пеппер на открытии выставки "Испарение"

Джон Пеппер с переводчиком на открытии выставки «Испарения»

Если бы вы могли обратиться к себе в самом начале своего пути, то какой совет вы бы дали молодому Джону Пепперу?

Я сказал бы ему очень многое, у нас с вами нет столько времени сейчас. Так или иначе, я поблагодарил бы маму, именно она была моей движущей силой всегда и во всем. А знаете, что самое главное? Оглядываясь назад, я понимаю, что прожил свою жизнь без сожалений.

Познакомиться с работами итальянского фотографа Джона Пеппера можно до 25 июня в Галерее Классической фотографии.

Текст: Мария Дидяева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ