25го октября на сцене Арт-Центра Винил состоялся показ пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях»: история одной любви и одной подлости в интерпретации юных студентов ГИТИС.
Холодным октябрьским вечером в попытках найти скромно спрятавшийся за массивной стальной дверью Арт-Центр Винил, я мысленно проклинала себя за то, что вообще согласилась куда-то выйти в эту ужасную погоду. Такие холодные октябрьские вечера обычно не сулят ничего хорошего, так что к тому моменту как я наконец добралась до арт-центра, я практически утратила всякую надежду увидеть сколько-нибудь достойный спектакль. Выпив чаю и победоносно усевшись на стул напротив наклеенного на полу белого квадрата, игравшего роль сцены, я уже было приготовилась провести ближайший час в томительном ожидании возвращения домой, как вдруг меня ударили по голове чем-то очень тяжелым.
«Дже-е-ерри, не уходи-и-и…» — раздался пронзительный голос из глубины не то белого квадрата, не то моего сознания, и сердце тихо бухнулось куда-то в пятки.
«Дже-е-ерри, не уходи-и-и…» — прозвучало вновь, и я уже и думать забыла об октябре, о холоде, о возвращении домой и вообще обо всем на свете.
Следующий час пролетел для меня как один миг, и в то же время как целая жизнь. Причем моя собственная жизнь. То, что происходило на импровизированной сцене, так откровенно рассказывало мою историю, что к концу действа у меня сложилось впечатление, будто мы с главной героиней поменялись местами, и что это не у нее только что выбили почву из-под ног, а у меня. Казалось, будто это на мою трагедию и на мое разбитое сердце сейчас смотрят все собравшиеся в зале.
На подкашивающихся ногах я бреду брать интервью у режиссера – Алексея Курганова – и актеров – Екатерины Жаровой и Александра Рычкова. Их постановка только что прижала меня к полу, я раздавлена, убита. Пытаюсь изобразить на лице улыбку, в то время как на самом деле мне хочется упасть прямо посреди того самого белого квадрата, расплакаться, и выпалить «Спасибо!». Но я все же беру себя в руки, подхожу к режиссеру и дрожащим голосом спрашиваю: «Найдется ли у Вас минутка, чтобы ответить на пару моих вопрос?».
«Каких вопросов? О чем я говорю? Разве у меня остались какие-то вопросы?» — говорю я про себя, конечно. А вслух спрашиваю:
Чем Вас привлекла эта пьеса?
-Ребята сами предложили это название, они с ним работали, у них была своя версия, и они позвали меня, чтобы вместе мы это немного доработали или как-то переработали. Когда я только взял пьесу – я не сказал бы, что она мне понравилась. Вообще первое впечатление – что это история одной подлости, и оно, в общем, самое верное. Поэтому в итоге я и стал делать историю про предательство. Ведь как бы мы ни оценивали мотивы поведения этого парня, и как бы ни пытались войти в его обстоятельства, очень сложные и мучительные, – тем не менее, он все-таки использовал девочку, чтобы внутренне реабилитироваться, восстановиться и вернуться в свою красивую, сытую жизнь. Вот такая история.
Задав еще несколько вопросов режиссеру и помаячив бледной тенью где-то в области пресловутого квадрата, я натыкаюсь на перевоплотившегося из Джерри в Сашу юношу, спешного убирающего стулья и готового ответить на мои вопросы, но только если «на бегу».
Можно на «ты»? — как-то по-детски неуклюже спрашиваю я, а после повторяю вопрос, заданный режиссеру.
Чем тебя привлекла эта пьеса?
-Честно говоря, это не я выбрал пьесу, а меня выбрали в нее. Идея была Катина, и она предложила мне принять в этом участие. Вообще, когда я уже познакомился с материалом, он мне очень понравился. Это очень живая история.
Тебе нравится твой герой? Вообще эта история – она про тебя?
-Нет, герой мне не нравится, не нравится его жизненная позиция. Но его слабые стороны, к сожалению, встречаются у всех, и у меня в том числе, что мне очень не нравится. Я стараюсь от этого избавляться в своей жизни.
Успешно?
-Ха-ха, как же сказать… Я думаю, что еще рано делать какие-то выводы, но я к этому стремлюсь.
А Катина героиня тебе нравится?
-Катина героиня мне очень нравится. Мне очень нравятся такие люди, но они, к сожалению, очень рано сгорают.
В этот момент рядом с нами появляется и сама Катя, а мой собеседник успешно ретируется.
Задаю и ей свой излюбленный вопрос:
Чем тебя привлекла эта пьеса? Почему захотелось поставить именно ее?
-Вообще эта пьеса – она про меня, про каждую девушку. И мне очень хотелось ее воплотить в жизнь, потому что она сама по себе очень и странная, и живая, и там есть все эти эмоции, которые мы испытываем в жизни. И благодаря нашему режиссеру все это состоялось.
Что больше всего тебе нравится в твоей героине?
-Мне нравится ее странность. Еще мне нравится, что она одновременно и похожа и не похожа на меня саму.
Тебе нравится, что вся пьеса ограничена пространством одной комнаты? (да-да, это все тот же белый квадрат)
-Да, мне это очень нравится, мне там комфортно. В этом квадрате есть все, он в себя все вбирает, и за чертой вот этого скотча некомфортно уже существовать, а там – хорошо.
Основная мысль, которой ты бы хотела поделиться со зрителями?
-Мой внутренний посыл: да, я не смогла, но вы сможете, потому что человек способен все преодолеть. Эта история – она не про смерть, а про жизнь, и именно об этом мне хотелось бы рассказать.
Да, это действительно история про жизнь. И эта пьеса – она про Катю. Про меня. Про каждого. В завершение я хочу лишь еще раз сказать ребятам и режиссеру большое спасибо. Спасибо за эту атмосферу, за те чувства и эмоции, которые я пережила за время этого спектакля. Это поистине невероятно. И это непременно должен увидеть и прочувствовать каждый.