«Дорогая, я переделал коллекцию» в МАММ

28 сентября 2014, 16:38

«Дорогая, я переделал коллекцию» — сообщает в начале экспозиции небольшой плакат. Этот плакат дал выставке название и, в то же время, сам является одним из её экспонатов. Одновременно заголовок и вступление, обложка и страница.

Начиная с первых же шагов, которые делаешь, оказавшись в пространстве выставки, погружаешься в состояние, отличное от обыденного прохода между рядами картин или скульптур. Современное искусство – да, это оно, и, казалось бы, ничего особенного в этой выставке искушённому человеку не найти по определению, но вот что важно: эта выставка парадоксальна. Человек, который окружил себя произведениями современного искусства, человек, который не занимается перепродажей произведений, а просто собирает их, собирает для себя – это личность, и когда мы заходим на эту выставку, мы в какой-то мере и заходим к этому человеку в гости.

COHEN-1-2Филипп Коэн великодушно приглашает нас к себе, показывает, чем богат и даёт нам если не пищу для размышлений, то по крайней мере небольшую загадку-закуску: что можно сказать о человеке, у которого хранятся все эти предметы? В то же время коллекция в качестве экспозиции самоценна и на протяжение всего времени, которое проводишь среди этих арт-объектов, складывается определённое понимание концепции выставки. В свою очередь содержание выставки примерно равно содержанию коллекции, поэтому в сущности каждый посетитель имеет шанс в той или иной степени ощутить и «примерить» взгляд самого Коэна на современное искусство.

Louise Lawler It could be Elvis Tй JD 004-11-12Выставка поделена на несколько разделов, причём название каждого провоцирует на дискуссию, является либо риторическим вопросом, либо агрессивным, броским утверждением:«Дорогая, я переделал коллекцию», «Зачем сейчас картинки?», «Правды нет, всё позволено», «Реальности больше нет», «Видя «видимое». Каждое из этих названий отсылает к названию одного из произведений, представленных в разделе, каждое из этих произведений в свою очередь отсылает ко множеству других произведений, текстов, событий. Сама выставка в целом и каждая из её частей является постмодернистской игрой со смыслами.

A JaarЭкспонаты не просто существуют во времени и пространстве (впрочем, существование во времени и пространстве достаточно условно для многих представленных на выставке объектов), а заняты коммуникацией с посетителями выставки и даже друг с другом. Уже упомянутые выше игры со смыслами доступны не любому и вовсе неудивительно, что некоторые произведения или связи между произведениями остаются не до конца понятыми, однако сопроводительные тексты к разделам и экспонатам оказывают внушительную помощь посетителю.

MDJ Apollo Suit (After Beuys)Видеоинсталляции, картины, нечто среднее между ними, аудиоинсталляция (воспроизведение звука, издаваемого ластиком, которым стирается рисунок) – множество различных форм объединено в одно целое не столько общим владельцем, сколько общим направлением мысли, общей идеей. Последовательность выставки достаточно неуловима и потому оставляет каждому возможность трактовать её замысел по-своему, однако ключевые положения закреплены и представлены вполне однозначно, чтобы посетитель не «потерялся» и в его памяти осталось что-то помимо красочного арт-хаоса. Замысел выставки становится чуть понятнее благодаря тому, что чуть понятнее становятся представленные произведения (благодаря уже упомянутым сопроводительным текстам): пошаговое, поэтапное движение по коллекции позволяет понять её суть, а каждый элемент коллекции намеренно объясняется как можно понятнее, чтобы это движение было плавным и приятным. Это напоминает скольжение: от от неработающего телевизора к зеркалу, в котором запрещено делать сэлфи, от «автопортрета» Энди Уорхола к вызывающей тревогу и недоумение видеоинсталляции Пола Маккарти.

Sherman PrinceБлагодаря этому скольжению у посетителя выставки вырисовывается в голове определённая цельная картина, эмоциональный или рациональный отклик на то, что он увидел, и совмещается с «энциклопедической» информацией, которой он обладает или которую почерпнул из пояснений. Таким образом частная коллекция одного конкретного энтузиаста оказывается достаточно объективным и весомым взглядом на историю и процесс развития современного искусства, его бесконечного спора с самим собой, отношений каждого произведения с автором, зрителем и культурой в целом. Возможно, познакомиться поближе с самим Филиппом Коэном благодаря знакомству с его коллекцией так и не получится, но определённо получится лучше разобраться в собственном отношении к тому, что собой представляет современное искусство и к тому, что Филипп Коэн долгие годы собирал и бережно хранил.

Текст: Сергей Федоров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ