Импрессионизм (Impressionism, франц. impression – впечатление), как направление в мировой живописи, начал зарождаться в конце XIX века, а главными фигурами направления считаются Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей. Учеными установлена официальная датировка: 7:35 утра, 13 ноября 1872 года , день, когда Клод Моне создал свою знаменитую картину «Impression. SoleilLevant» («Впечатление. Восходящее солнце»). Считается, что именно это название дало имя всему импрессионистскому движению XIX—XX веков.
Дональд Олсон, техасский астрофизик, опираясь на положение солнца и время прилива, определил точное время появления картины, положившей начало импрессионизму.
Точный год написания полотна (1872 или 1873) до сих пор вызывает споры. На самой картине в левом нижнем углу ясно видна выведенная рукой художника цифра «72». Однако, согласно каталогу французского института истории искусств Wildenstein, дата ее создания – 1873 год, потому что весной именно этого года художник жил и работал во французском Гавре, набережная которого и изображена на картине. Смутная, «дымчатая» манера изображения, присущая, впрочем, всем импрессионистам, осложнила определение местоположения изображенной художником гавани, но сделать это было необходимо для вычисления точной даты создания полотна.
Дональду Олсону удалось установить, в каком отеле и, даже более того, в каком номере остановился Моне в момент своего пребывания в Гавре. Это была комната с балконом на третьем этаже отеля d’Amirauté au Havre по адресу 45 Grand Quai. Предположительно, именно с этого балкона Моне наблюдал гавань, обращенную в сторону набережной Courbe.
Некоторые ученые утверждают, что художник изобразил закат солнца, а не восход, потому что во время продажи картины в 1878 году она выступала под названием “Impression. Soleil Couchant”, то есть, «Впечатление. Заходящее солнце». Олсон, однако, доказал, что солнце находилось в стадии восхода, так как на картине оно обращено на восток. Также ученый вычислил, что в такой позиции в Гавре солнце находится всего два раза в год, а именно в середине ноября и в конце января. Положение солнца – на два-три градуса выше горизонта – соответствует промежутку времени в 20-30 минут после восхода. Олсон в своем исследовании опирался также на уровень моря, зная, что большие корабли могут проходить в или из гавани только в течение трех-четырех часов во время прилива. Опираясь на положение солнца и уровень моря, запечатленные художником, Дональд Олсон остановился на девятнадцати возможных датах в промежутке между 1872 и 1873 годах.
Следующая сложность состояла в том, чтобы изучить отчеты о погоде в выбранные дни, чтобы исключить те даты, когда солнце было скрыто облаками. Кроме того, ученого интересовали только туманные дни. Эта процедура сузила выбор между шестью датами: 21 и 22 января 1872, 13 и 14 ноября 1872 и 25 и 26 января 1873 года. Олсон обратил свое внимание и на дымовой шлейф, который поднимается по направлению от левой части картины к ее правой части. Согласно метеорологическим отчетам, такое направление ветер имел только два раза в изучаемый промежуток времени, а именно – 13 ноября 1872 года и 25 января 1873 года.
Решающим фактором в выборе верной даты является исследование Жеральдин Лефебр, куратора музея современного искусства в Гавре. Она убеждена, что вписанная рукой самого Моне дата «72» является верной, так как, исходя из того, что мы знаем о передвижениях художника, очень маловероятно, что он был в этом месте в январе 1873 года.
Все вышеперечисленные доводы привели ученых к выводу о том, что на картине «Impression. Soleil Levant» изображена Гаврская гавань 13 ноября 1872 года, в 7:35 утра. Все это, конечно, основывается на предположении, что Моне удалось передать выбранный им момент в точности. Олсон, однако, утверждает, что, опираясь на некоторые другие изображения Гавра, выполненные кистью Моне, мы можем быть уверены в точности художника.
Анализ картины показывает, что на ее создание потребовалось только одно утро. Быстрота и стала одной из характеристик нового художественного стиля, начало которому положил Моне.
Свое творение Моне впервые показал на выставке Акционерного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов в Париже 15 апреля 1874 года, которая впоследствии стала известной как первая выставка импрессионистов. Выражение «импрессионистский» было введено критиком Луи Леруа в его язвительном обзоре, который появился в Le Charivari десять дней спустя, и несло явно негативный смысл.
В наше время импрессионизм как художественное направление вызывает всеобщее восхищение, и картина, которая по праву считается прародителем знаменитого художественного направления, привлекает огромные толпы туристов в музей Мармоттан Моне, который приобрел ее в 1940 году.