Дарья Камышникова, куратор ММСИ-MMoMA: «Самая большая проблема массового зрителя — желание бездумно потреблять «красивое»

5 мая 2015, 09:00

Выставка Дмитрия Окружного и Марии Шаровой «В окружении действительности» в ММСИ-MMoMA на Гоголевском бульваре, 10 открывает программу поддержки молодого современного искусства «Молодые львы», организованную галереей «Триумф».

Дарья, здравствуйте, у вас очень большой опыт кураторской деятельности — более 50 выставочных проектов. Скажите, чем творчество Дмитрия Окружного и Марии Шаровой выделяется на фоне других молодых и перспективных художников?

В творчестве Марии и Дмитрия меня привлекает тема, которую они разрабатывают. На протяжении моей жизни плотность информационной среды сильно изменилась и меня очень интересует восприятие мира новым поколением.

«Гиперреальность наступила фактически — мир, созданный новостными потоками стал для большинства людей более реальным, чем личный опыт и действительность»

Ведь сейчас уже трудно себе представить жизнь без мгновенного доступа к новостям. А это имеет и оборотную сторону. Подмена собственных ощущений и личного восприятия медийными образами становится всё очевиднее. Гиперреальность, описанная Ж. Бодрийаром, наступила фактически — мир, созданный новостными потоками стал для большинства людей более реальным, чем личный опыт и действительность.

Untitled1

Как вы думаете, какой публике было бы интересно близко ознакомиться с их творчеством и посетить текущие выставки? 

Я никогда не выделяю какую-то целевую аудиторию для проектов, которые мы делаем. Хочется верить, что эта тема волнуют всех мыслящих людей.

«Искусство только очень короткий миг, на границе XVIII – XIX веков, стремилось создавать «прекрасное». Всё остальное время его занимали совсем иные вопросы»

С каким настроем или теоретическим бэкграундом нужно идти смотреть выставку этих авторов, и выставки современного искусства в принципе, чтобы адекватно расшифровать смыслы, заложенные в произведения?

Для посещения выставок современного искусства не нужно проходить специальную подготовку. Достаточно быть открытым и не бояться неприятных, неуютных тем. Самая большая проблема массового зрителя — желание бездумно потреблять «красивое». Но этой цели служат глянцевые журналы. Искусство, на протяжении всего своего существования, только очень короткий миг, на границе XVIII – XIX веков, стремилось создавать «прекрасное». Всё остальное время его занимали совсем иные вопросы.  Но меня поражает упорство с которым люди хотят заставить искусство стоять на месте, при этом пользуясь плодами прогресса в других областях жизни.

«Совершенно не обязательно расшифровывать все смыслы, заложенные авторами в произведение. Куда важнее почувствовать созвучие своих чувств и ощущений с тем, что волнует художника»

А для этого нет необходимости читать каких-то авторов. Хотя знания, по-моему, ещё никому не навредили. Так что вне зависимости от желания посещать выставки современного искусства, стоит изучать современную философию и культурологию. Это поможет адекватно воспринимать мир в целом и современное искусство, как его неотъемлемую часть.

Untitled2

Как руководитель школы современного искусства «Свободные мастерские» вы знакомы не только с творческими успехами Д. Окружного и М. Шаровой, но и с их учебными неудачами. С какими проблемами им удалось справиться, прежде чем они появились в стенах ММСИ?

У большинства молодых художников схожие проблемы. Академическое художественное образование даёт прекрасные ремесленные навыки, но совершенно не даёт теоретической базы для работы в области новейших течений. В большинстве художественных ВУЗов даже история искусств заканчивается где-то на импрессионистах. Всё, что произошло в культуре в ХХ веке, приходится изучать самостоятельно или вот в таких учебных заведениях как Школа современного искусства «Свободные мастерские». В нашу программу входят теоретические и теорико-практические курсы в которых мы пытаемся охватить все тенденции XX-XXI веков, сформировавшие сегодняшнее культурное пространство. Мы стараемся давать систематизированные знания, которые помогают молодым художникам адаптироваться в актуальной культурной среде, найти в ней своё место, свой язык.

Untitled3

Какую литературу (теоретическую или аналитическую) вы бы посоветовали почитать ценителям современного искусства, чтобы они могли лучше понимать современных авторов?

Ну, если зритель является ценителем современного искусства, значит он уже нашёл те книги, которые были полезны именно ему. Я не думаю, что будет уместно публиковать тут список литературы. Последние годы было издано довольно много очень интересных книг, по истории и теории современной культуры, с ними стоит ознакомиться вне зависимости от посещения художественных выставок.

«Замена слова «тенденция» словом «тренд» — это мода, а тенденции есть не только в искусстве, ведь общество по мере своего развития выводит на первое место вопросы, действительно его волнующие»

В 2008 и 2010 году вы ходили в состав кураторской группы I и II Московской международной биеннале молодого искусства. Почему «молодое» искусство выделяется в отдельную категорию?

Молодое искусство необходимо выделять по многим параметрам. Но, в первую очередь потому, что это — пространство эксперимента. Когда задумывалась биеннале молодого искусства, предполагался не только возрастной, но и «стадиальный» ценз. То есть это должна была быть биеннале дебютов, большое культурное событие, дающее возможность молодому автору сделать первое значимое художественное высказывание. К сожалению, в дальнейшем биеннале ушла от этой цели и теперь, действительно не очень понятно зачем существует это разделение.

Untitled4

Современных художников очень много, но не все они так актуальны на арт-сцене как М. Шарова и Д. Окружнов. Можно ли сегодня поставить знак равно между «актуальностью» и «модой», ведь современное искусство подвержено трендам?

Я бы не стала ставить знак равенства между «модой» и «трендом». Вот замена привычного слова «тенденция» словом «тренд» — это мода, а тенденции есть не только в искусстве, ведь общество по мере своего развития выводит на первое место вопросы, действительно его волнующие.  Те изменения в обществе, которые интересуют Марию и Дмитрия, действительно в тренде, поскольку касаются абсолютно всех. Они изучают процессы влияющие на формирование представления об окружающем мире каждого из нас. Как это может быть не актуально? Их подход к этой теме, индивидуальный художественный язык, способный передать нарастающее беспокойство общества преобладанием медиа-среды и выделили их на арт-сцене.

 

Читайте также:
ARTIST TALK с Дмитрием Окружновым и Марией Шаровой: «Нравится — не нравится не категории понимания современного искусства»

Текст: Екатерина Фролова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ