«Дада: повод обойтись без слов», а также без стереотипов и рационального мышления

7 июля 2016, 14:50

5 июля в галерее «Беляево» состоялось открытие выставки «Дада: повод обойтись без слов», которую торжественно представили кураторы Михаил Волохов и Виталий Пацюков. Корреспондент «365» Анна Васильева побывала на выставке и теперь готова рассказать читателям, что такое дадаизм и с чем его едят.

Выставка "Дада: повод обойтись без слов"

Выставка «Дада: повод обойтись без слов»

«Дада работает изо всех сил и добросовестно распространяет повсюду идиотизм», «Не верьте дада. Дада это все. Дада сомневается во всем. Но настоящий дада против ДАДА», «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина» встречают гостей таблички, развешанные по стенам галереи.

В самом начале экспозиции внимание привлекает видеоперформанс Маурисио Кагеля «Людвиг Ван: Посвящение Бетховену», который транслировался во всю стену. Звук был включен на максимум, поэтому даже в самом удаленном уголке выставочного зала можно было услышать «посвящение».

«В моей работе, — объясняет художница Алла Урбан пришедшим друзьям, художникам и просто любителям искусства,- присутствуют темы одиночества, неустойчивости, тема штрихкодов. Появляется ощущение запертости: хочешь выйти, но не можешь. Обычный мир и черно-белый взаимодействуют друг с другом. Постепенно мир человека начинает терять краски, становится блеклым, черно-белым, начинает появляться зажатость, одиночество. Он начинает думать, что выхода нет, появляется некая неустойчивость, которая на самом деле иллюзорна». Можно сказать, что эти темы близки многим художникам-дадаистам.

Инсталляция. Алла Урбан. Город Ч/Б.

Инсталляция. Алла Урбан. Город Ч/Б.

На выставке можно было найти и работы американского композитора Джона Кейджа. В своих партитурах он пытался найти новый способ записи нот, экспериментируя с визуальной подачей. Так он выразил желание многих дадаистов — уйти от диктата рациональности. Кроме «Музыки воды..» на выставке выставлена и одна из его самых известных работ «4’33». Музыкант (любой, не Джон Кейдж. – Прим. «365») выходит на сцену, садится перед роялем, и именно 4 минуты 33 секунды сидит перед ним в полном молчании и бездействии.

Сложно было представить подобную выставку без любимого всеми интерактива – и правда, на стенах повсюду можно найти экраны с визуальными работами. Например, на одном из них транслировались видеофильм «25 коротких перформансов о глобализации» группы «Синие носы». Любой желающий мог надеть наушники и с головой погрузиться в искусство.

Инсталляция. ТОСТАФОН

Инсталляция. ТОСТАФОН

Чем дальше идешь по залу, тем больше удивляешься. Инсталляция «ТОСТАФОН» — служит хорошим примером. Перед нами трибуна, рюмки с водкой, ложками и микрофоном. В него можно произнести любой тост, после чего ложки ударят по рюмкам, призывая за все это дело выпить. Сначала посетители недоуменно проходили мимо или неуверенно  фотографировали издалека. Но, когда кто-то все же набрался смелости произнести тост, возле инсталляции образовалось столпотворение из желающих пожелать что-нибудь в микрофон. Однако другая необычная инсталляция не пользовалась аналогичным успехом. В углу находился «Звуковой терминал», к которому даже была написана инструкция по эксплуатации: 1) подойдите  к терминалу; 2) засуньте голову в раковину; 3) прослушайте звуковой ряд до окончания сеанса. Из самой раковины доносились разные голоса и тихая музыка. За время пребывания на выставке я не видела, чтобы кто-то решился засунуть туда голову. Как оказалось, публика еще не готова к подобному восприятию, в чем чуть позже я опять убедилась.

Выставка "Дада: повод обойтись без слов"

Выставка «Дада: повод обойтись без слов»

Во время коротенькой экскурсии по выставке художник, дизайнер и преподаватель Михаил Волохов пытался донести до посетителей замысел некоторых работ и открыть глаза на диковинный мир дадаизма. «Сам дадаизм существовал всего шесть лет, — рассказывает посетителям Михаил, — но оказал влияние на все последующие стили искусства. Например, именно из дадаизма взята идея того, что искусство не обязательно должно быть чем-то сделанным (идея ready-made. — Прим. «365»). Художник может найти какой-то предмет, а для нас имеет важность то, как он его осмысливает». На одной из стен транслировалась видеозапись перформанса Микеланджело Пистолетто «Fourteen Less One», на которой он разбивает молотком дюжину зеркал, а вокруг стоит публика с открытыми от удивления ртами. «Чем больше видит зритель в работе себя, тем больше она ему нравится, — комментирует Михаил Волохов. — Согласитесь, ведь многие выбирают фильмы и книги исходя из этого. А искусство не должно быть этим зеркалом, скорее, даже наоборот…». «А мне кажется, что это связано с некой чертовщиной, — заметила женщина из толпы. — Ведь всегда на Руси разбитое зеркало считалось плохой приметой, и в него запрещалось смотреть». Михаил вздохнул и попытался объяснить, что ничего общего с древними приметами это искусство уж точно не имеет. На мой взгляд, чтобы понимать дадаизм или хотя бы попытаться это сделать, необходимо отбросить все стереотипы и шаблоны и вырваться из рационального мышления.

Выставка "Дада: повод обойтись без слов"

Выставка «Дада: повод обойтись без слов»

Рядом с некоторыми работами можно было увидеть молодых ребят, у которых на груди красовались бейджики. За основу был взят текст из манифеста Хуго Балля, одного из основоположников дадаизма. Ребята распечатали его, порезали на кусочки и прикрепили к себе вместо обычных ФИО. Когда все были в сборе, они собрались в центре выставочного зала вместе с кураторами Михаилом Волоховым и Виталием Пацюковым, где под свист и хлопки произнесли первый манифест дадаистов. Это представление произвело невероятную реакцию на присутствующих, многие были больше чем удивлены. Если так реагирует даже современная публика, трудно  представить, что же было в 1916 году?

Выставка "Дада: повод обойтись без слов"

Выставка «Дада: повод обойтись без слов»

Если вы готовы отбросить все стереотипы и убеждения, то вам может понравиться эта выставка. До 28 августа каждый сможет познакомиться с миром Дада или узнать что-то новое об этом самобытном течении в искусстве.

Текст: Анна Васильева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ