В рамках выставки «Вне зоны действия» в ММОМА «365» поговорил с арт-группой Crocodile POWER, призерами Martini Art Weekend «Luck is an attitude»-2011, а по совместительству супругами Оксаной Симатовой и Петром Голощаповым, и попытался выяснить, как же выживать в цифровом мире, сохранить человеколюбие и мир в себе.
Crocodile POWER — художники, за плечами которых несколько проектов международного масштаба, участие в Московской биеннале молодого современного искусства, а в арсенале багаж опыта и отточенный стиль. Их последняя выставка – «Вне зоны действия» — исследование темы одиночества человека в современном мире. На выставке представлены как величественные скульптуры из стеклопластика и мха, так и яркие полотна, уносящие зрителя в мрачный мир таинственного леса.
«Ловец», 2015
Петр, Оксана, не могу не спросить про историю создания вашей команды. Вы знакомы уже более десяти лет, а ваш творческий дуэт появился только в 2011 году. Расскажите, что вас подвигло работать вместе?
Петр: До этого мы работали по отдельности. В определенный момент мы пришли к мысли, что надо объединять наши усилия. Тогда мы оба уже поняли, что мы хотим делать. Сразу влились в работу, и сразу же пошел результат. С 2011 года прошло не так много времени, но за этот период нами были сделаны достаточно серьезные шаги.
Петр, Вы сказали, что оба определились с тем, что хотите делать. А какая у вас с Оксаной была изначальная цель?
Петр: Так сложилось, что к этому времени мы оба выиграли стажировку в St.Martins в Лондоне. Я вообще тогда оказался впервые в Лондоне, и для меня это был культурный шок. Потому что здесь в то время, когда мы учились, был абсолютный вакуум в образовании в сфере искусства, в современном искусстве была полная пустота. В интернете, конечно, много информации, но проблема в том, что интернет все это не передает. Там все какое-то все кастрированное, этого недостаточно. И мы после того, как вернулись сюда, поняли, каким должно быть наше искусство. Причем оно возникло не из чего-то конкретного. Это была квинтэссенция из всех впечатлений, которые мы собрали до этого.
Оксана: Может быть, это по-дурацки прозвучит, но все началось с того, что мы начали придумывать какие-то свои миры. Мы начали искать свою тему. У нас уже был опыт до этого, мы примерно представляли уже на тот момент, чего хотим, и придерживались своей стратегии. Crocodile POWER был для нас обнулением всего того, что мы делали до этого.
Петр: Мы поняли, что надо делать что-то совершенно отличное от того, что мы делали до этого. И с этим пришло понимание, что, по большому счету, с собой никакого багажа из прошлого брать вообще не стоит. И буквально с нуля мы начали обрабатывать материал.
Оксана: Никто не знал, получится у нас или нет. Наш первый совместный проект – инсталляция с видео для Martini. И у нас получилось. Получилось настолько хорошо, что мы выиграли стажировку. Как получилось, мы не знаем. У нас есть какая-то идея, мы ее обсуждаем, перерабатываем. И у нас нет четкого распределения обязанностей. Может быть, один из нас и умеет делать скульптуры руками, но придумываем мы инсталляции все равно вместе.
«Эпизод 23»
А почему такое название — Crocodile POWER?
Петр: Оно вышло из личного. Как, знаете, в каждом семействе есть свои словечки…
Оксана: У нас был смешной девиз — «Сила крокодила». А потом, когда нужно было делать заявку на международную выставку, мы решили, что вот сейчас мы по-русски назовемся и будем в конце списка. Вот и решили перевести название.
Петр: Вообще это всегда был первый вопрос, который нам задавали: почему Crocodile POWER? Мы думали, что так получается слишком просто, и надо подогнать под название какую-то историю. Но все, что мы ни придумывали, не приживалось, и в конечном итоге мы поняли, что не будем ничего накручивать.
Признаться, ваши работы напомнили мне фильм Ларса фон Триера «Антихрист». Лес с его обителями, мрак, разрушение – все это вызывает в зрителе тревожное состояние, страх, одиночество. А чем вы вдохновлялись при создании работ и как возникла сама идея вашего проекта?
Петр: Вообще этот проект родился у нас из прошлого проекта «Внутренняя тайга». Там мы описывали соприкосновение реальности цифровой и реальности первичной. В нашей последней выставке акцент сделан на современного человека и его внутренний мир. Причем мы смотрели на это через призму классического средневекового романа. То есть это такая аналогия времени средневекового с нашим. Это была эпоха, полная каких-то условностей, мифов, чего-то искусственного…
Оксана: Лес в средневековье был местом, граничащим с реальностью. Там жили всякие существа, случались откровения, озарения, туда сбегали отшельники. В лес уходили рыцари на поиски себя. В нашем случае лес – это метафора, это обращение внутрь себя.
Петр: В нашем проекте лес сегодняшний – это внутренний мир человека, с которым он пришел в мир цифровой. Раньше в основе всего была религия, теперь же эту роль выполняют цифровые технологии. И вот это разочарование от встречи с самим собой, в лесу, и непонятность того, что тебя ждет, передаются в наших работах. В своем лесу человек встречается со своими страхами.
Оксана: Существа в лесу тоже аллегоричны. Например, страж-цербер – это символ будущего, настоящего и прошлого, который не пускает никого из мира мертвых, в нашем случае – из мира виртуального. Кентавр – символ высокомерия, а лиса – символ обмана.
Петр: И, попадая в этот лес, человек в нем либо выживает, либо как-то учится уживаться с духами в этом лесу, либо они его убивают.
«Охотник», 2015
Как я поняла, ваша выставка в первую очередь о вторжении цивилизации в окружающую среду. А осуществляет это вторжение не кто иной, как человек. То есть человек губителен для мира?
Оксана: Когда хочется вернуться к себе, ты ищешь чего-то первозданного. А проблема современного человека заключается в том, что сложно или невозможно вернуться к истокам в чистом виде. Он хочет этого, но получить уже не может. Вот пример из жизни. Решает человек заняться йогой. Ему кажется, что с помощью йоги он достигнет каких-то просветлений. Но ведь по сути это самообман, и часто бывает, что эти занятия оказываются разрушительными для человека, живущего в современном мире. Это практика не для мегаполиса. Это наивная вера. Человек есть разрушитель, но он и сам от этого страдает.
«Комната 83», 2015
Если проанализировать творчество многих легендарных художников – будь то художники слова или режиссеры или живописцы, — большинству из них присуще человеколюбие, этакая любовь к людям вопреки. А как вы относитесь к людям?
Петр: Мы ни в коем случае не хотим никому ничего навязывать. Нашей задачей было показать действительность и сделать это наиболее объективно. Мы не обособляем себя от остальных, не называем себя пророками и не ставим себя выше других. Мы все одинаковые и проблемы, освещенные в нашем последнем проекте, – это общие проблемы для всего нашего человечества.
Деструкция в лице человека неизбежна для мира?
Оксана: Это цикличный процесс. Она всегда была есть и будет. Человек всегда был разрушителем и останется им. Это естественный процесс, и мы не последние разрушители на этой земле.
«Страж», 2015
А как сохранить мир внутри себя?
Петр: Думаю, это вообще вопрос всей жизни, сложно сказать…
Оксана: Наверное, нужно, что бы ни происходило, понимать, какие это мелочи во вселенских масштабах. Что мы здесь всего лишь пыль, и после нас все будет продолжать идти своим чередом.
Петр: Да и вообще, нужно понимать, что для тебя действительно важно и не обращать внимание на мелочи…
Оксана: Да, потому что спустя какое-то время, оглядываясь назад, будешь понимать, какая это все была ерунда. Не оглядывайтесь на пустяки, идя к цели.
Выставку «Вне зоны действия» можно посетить в ММОМА на Гоголевском, 10 до 13 декабря.
Текст: Анна Кинаш