Таир Салахов — это не только отец своей, безусловно, выдающейся дочери Айдан, знакомой многим любителям современного искусства, но и вице-президент Российской Академии художеств, Народный художник СССР, а также лауреат многочисленных премий и наград. Даже если вы не являетесь поклонником «сурового стиля», с которым прежде всего ассоциируется творчество Салахова, всё равно есть несколько причин сходить на выставку.
Назовём её «Каспийский шарм». Салахов в своих работах воспевал не только «нефтеносность» родного Азербайджана, но и куда менее пафосные темы: очарование веранды с видом на Каспийское море в жаркий летний полдень, гранатовые деревья и плоды, ярко-красные арбузы на фоне всё того же Каспия и сточенные морем скалы. От всего этого веет теплом и яркими красками юга, которых так не хватает нам всем в промозглую и серую московскую зиму. Даже суровые нардаранские пейзажи с их выжженной солнцем землей и серыми каменными постройками оказываются по-своему притягательными и даже какими-то космическими.
Увидеть несколько очень хороших портретов. Салахов, конечно, не Серов, но и на его выставке есть ряд очень талантливых портретов. Это и кроха Айдан с игрушечной лошадкой и невероятной густоты ресницами, и Шостакович, и погруженный в мысли Кар Караев, и исполненный с невероятной нежностью портрет жены художника Варвары за работой. Перечисленные выше портреты — это буквально услада для глаз, которым на выставке придется также созерцать ряд портретов каспийских нефтяников и суровых работяг. Что поделать!
Проследить сходство ряда работ со стилем «Бубнового валета». Собственно, многие представители «сурового стиля» опирались на наследие этого творческого объединения. Видимо, поэтому несколько натюрмортов, представленных на выставке, так сильно напоминают работы Ильи Машкова.
Увидеть другие страны сквозь призму восприятия азербайджанского художника. И, пожалуй, это самая забавная часть похода на выставку. На экспозиции представлен ряд итальянских и испанских пейзажей, которые издали не отличишь от индустриальных видов нефтяных платформ и резервуаров на Каспии. Тем неожиданнее оказывается обнаружить, что перед вами Флоренция или, скажем, Рим. А вид бакинской, как сперва кажется, улочки запросто оказывается испанской Гранадой. И даже Эйфелева башня чем-то напоминает нефтяную вышку. Диалог культур в чистом виде.
Выставка «Таир Салахов. Солнце в зените» в Третьяковской галерее продлится до 20 марта.
Текст: Александра Рогова